Чем больше вложим в Кашаган, тем меньше получим
Уже давно идут переговоры по увеличению бюджета первой фазы освоения месторождения Кашаган. Однако Казахстан все еще не принял...
Уже давно идут переговоры по увеличению бюджета первой фазы освоения месторождения Кашаган. Однако Казахстан все еще не принял решение по предложению акционеров North Caspian Operating Company (NCOC, оператор Северо-Каспийского проекта). Несмотря на то, что в начале 2012 года премьер-министр РК Карим Масимов в своем интервью газете «Коммерсант» заявил, что переговоры по согласованию второй фазы освоения Кашагана будут завершены в ближайшее время, до сих пор не принято окончательное решение по первой. По словам Ляззата Киинова, главы национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз», этот вопрос все еще находится в процессе обсуждения.
Оператор Северо-Каспийского проекта выдвинул предложение об увеличении бюджета первой фазы на $7 млрд. С начала работы над месторождением Кашаган консорциум NCOC увеличил бюджет этого проекта в три с лишним раза. Теперь величина бюджета равна $136 млрд. Хотя изначально предполагалось, что на освоение месторождения потребуется $40 млрд.
Потребность в увеличении бюджета освоения месторождения консорциум объясняет необходимостью улучшить экологическую составляющую проекта. Но, по мнению Олега Егорова, научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, данные обоснования вызывают сомнения. «Когда подготавливают технико-экономическое обоснования и прочую документацию по такому проекту как Кашаган, просчитывают все мелочи и нюансы. Уж тем более изначально просчитывается экологическая составляющая проекта», – подчеркнул эксперт.
Министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев в ответ на необходимость увеличить бюджет заявил, что у казахстанской стороны есть все основания оспаривать эти суммы. Более того, г-н Мынбаев заверил, что РК будет выдвигать встречные требования. Казахстан намерен добиться права покупки всего товарного газа с Кашагана для внутренних нужд страны. В этом вопросе разным остается видение по цене газа.
Принципиальность казахстанской стороны в данном случае Адиль Табылдиев, начальник аналитического управления департамента торговых операций АО BCC Invest, объясняет тем, что хотя детали и условия Соглашения о разделе продукции (СРП) по Северо-Каспийскому проекту не раскрываются, но исходя из общепринятой практики заключения СРП, можно предположить, что все затраты участников проекта должны быть покрыты в будущем за счет доли добываемой нефти. Соответственно, любое увеличение затрат в бюджете первой фазы проекта, впрочем, как и последующих фаз, снижает долю Казахстана в добываемой на Кашагане нефти в будущем. «Если бюджет первой фазы проекта будет увеличен на $7 млрд, то поступления в Национальный фонд и в государственный бюджет Казахстана в последующие годы уменьшатся на эту сумму», – пояснил г-н Табылдиев.
Позиции сторон, в принципе, понятны. Для инвесторов – участников проекта главной целью является возврат инвестиций. И чем больше будет отнесено на вычеты сейчас, тем больше они получат в будущем. «Не следует забывать, что расходы по проекту, за вычетом казахстанского содержания, – это доходы подрядчиков, которые зачастую являются аффилированными с участниками проектами. Так что эти расходы, по сути, являются доходами подрядчиков, и уже сегодня», – говорит г-н Табылдиев.
Для РК, помимо политических, социальных и экологических факторов, экономический аспект проекта также играет важную роль, именно по этим причинам, по мнению г-на Егорова, Казахстан не должен соглашаться с такой постановкой вопроса по увеличению доли бюджета Кашагана.
В итоге по данному вопросу, по заверениям экспертов, будет достигнуто соглашение, которое устроит всех. Но впереди у Правительства РК переговоры по второй фазе освоения месторождения Кашаган. Она предполагает увеличение добычи до 375 тыс. баррелей в сутки в течение не менее трех следующих лет.
Помимо споров по объемам необходимых бюджетов для освоения месторождения остро стоит вопрос с определением дат начала добычи на Кашагане. Между тем, в начале мая г-н Киинов заявил, что «начало освоения Кашагана и добыча первой нефти будет, как и было запланировано, в конце 2012 года. На этот счет у нас никаких сомнений нет».
Он уточнил, что это будет пробное начало, после которого возможно приостановление добычи с целью проведения тестирования и проверки оборудования.
Однако сроки добычи нефти на Кашагане переносились уже неоднократно. Ожидаемый срок начала коммерческой добычи на месторождении Кашаган запланирован на декабрь 2012 года – июнь 2013 года. К концу 2009 года на Кашагане были выполнены все основные этапы работ на морском и наземном комплексах, которые были согласованы с Казахстаном на 2009 год, с целью обеспечения начала добычи в конце 2012 года. Предполагается, что объем добычи на I фазе этого проекта составит около 370 тыс. баррелей нефти в сутки, с возможным увеличением до 450 тыс. баррелей. Извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются NCOC в 11 млрд баррелей, а общие геологические запасы сырья этой нефтеносной структуры – в 35 млрд баррелей. Считается, что это самое крупное месторождение нефти в мире после открытия месторождения Прудо Бэй на Аляске в 1968 году.