Дерни за один административный кодекс,
и вся деловая активность раскроется Сегодня государством ведется работа по снижению административной нагрузки на бизнес. Как...и вся деловая активность раскроется
Сегодня государством ведется работа по снижению административной нагрузки на бизнес. Как говорят сами предприниматели, несмотря на это, административное давление на них по-прежнему сохраняется. Госорганами на разных уровнях продолжают приниматься решения, которые все чаще препятствуют развитию бизнеса.
Как показывает практика, граждане, чьи права и интересы ущемлены действиями территориальных или отраслевых госорганов, обращаются в сам госорган или же в его вышестоящую инстанцию. Зачастую их вопросы не решаются, так как возникает конфликт интересов внутри госоргана, который не заинтересован в отмене своих инициатив.
Это означает, что только отдельными «проектными» действиями, например, открытие Центров обслуживания населения (ЦОНов), реформа Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), создание предпринимательских экспертных советов, ситуацию не изменить – нужны системные решения.
В этой связи, по оценкам экспертов, перспективным станет внедрение административной юстиции, это на практике обеспечит исполнение принципа разделения ветвей власти, закрепленного Конституцией РК. Это сможет повысить качество госуправления и его переход на новый уровень, обеспечит защиту прав и интересов предпринимателей и граждан.
Как следствие улучшится деловая среда, повысится инвестиционная привлекательность страны, а вместе с тем правосознание граждан, доверие к государству. Об этом специалисты говорили на заседании Клуба Института политических решений (КИПР).
Как отметили эксперты, важной составляющей экономического развития является административная юстиция. Однако в Казахстане, как и в других странах Евразийского Союза, она пока не существует. Между тем, к примеру, в Германии она уже давно создана, отметил Йорг Пуделька, директор программы GIZ «Содействие правовой государственности в Центральной Азии».
Административная юстиция является катализатором экономического развития и имеет свои преимущества. Например, вместо множества отдельных нормативных правовых актов один общий закон об административных процедурах, простые и прозрачные процедуры, меньше расходов бизнеса на правовую консультацию, а также скорость принятия решений.
Для того чтобы внедрить административную юстицию в нашей стране, необходимо создать рабочие группы для административных процедур и для административного процесса. Не стоит при этом забывать и опыт стран дальнего зарубежья, перешедших на европейскую модель. Предложение от GIZ – это принятие модельного законопроекта на основе германской и европейской систем.
Нередко, рассматривая вопросы регулирования бизнеса, предприниматели заходят в тупик из-за того, что слишком все стремительно меняется. Только с 2001 года КоАП РК успел поменяться 166 раз, из них только в 2012 году – 14 раз. Именно поэтому большинство экспертов поддержали идею о том, что в Казахстане необходимо создать Административно-процессуальный кодекс.
Казахстанские эксперты также признали, что в стране действительно существуют проблемы современной административной юстиции. Среди них – отсутствие достаточной нормативной правовой базы, бремя доказывания, влияние государственных интересов на судебные решения и другие. «На сегодняшний день, когда речь идет о бюджете, очень трудно получать справедливые решения суда. Чем меньше суммы, тем более справедливые решения. Специальные исследования показывают, что нейтральная, ровная ситуация с земельными спорами», – рассказал Роман Подопригора, партнер юридической компании «Unius».
По мнению специалиста, для развития института необходимо принять соответствующие меры. Во-первых, надо определиться, какую модель административной юстиции мы выбираем. Во-вторых, создать систему административных судов. В-третьих, обеспечить независимость судей от влияния государственных интересов.
В скором времени ожидается возможность того, что наши административные суды будут рассматривать публично-правовые споры, а не просто привлекать правонарушителя. «Люди идут в суд, когда идет спор. А если будут нормальные законы и подзаконные акты, то тогда не будет таких споров. Это зависит не только от министерств и ведомств, которые принимают подзаконные акты, но и законодатель должен делать качественные законы», – говорит Айгуль Медетова, судья алматинского городского суда.
Г-жа Медетова упомянула и о том, что необходимо менять мнение общественности об административных судах. Это не карательные органы, они защищают права граждан, предпринимателей и государства в соответствии со всей справедливостью закона. «В моей практике было много примеров, когда мы отменяли постановления и акима Алматы, и местных акимов. И ничего здесь такого нет», – отметила Айгуль Медетова.