На старт – внимание – ап!
По мнению экспертов, до 80% казахстанской экономики составляют крупный бизнес и национальные компании. Потому считается, что м...
По мнению экспертов, до 80% казахстанской экономики составляют крупный бизнес и национальные компании. Потому считается, что места для малого бизнеса и инноваций не так много. При этом на бизнес-стартап деньги найти несложно: несколько крупных казахстанских фондов готовы вкладывать в перспективные проекты. Дело за самими проектами.
По данным АО «Национальный инновационный фонд», по итогам реализации программы технологического бизнес-инкубирования в 2011 году было отобрано 40 проектов на общую сумму 245,4 млн тенге. В отраслевом разрезе более 30% отобранных проектов пришлись на сельское хозяйство и переработку сельхозпродукции, 20% – на строительство и производство стройматериалов, 17,5% – на энергетику, 15% – на информационные и телекоммуникационные технологии, 5% – на экологию и переработку промышленных отходов, столько же на машиностроение и 7,5% на другие отрасли. Слабой стороной казахстанских стартаперов эксперты называют незнание мировых аналогов как в дальнем, так и в ближнем зарубежье.
Наиболее интересными для организации бизнеса являются сферы, где меньше развита конкуренция. На сегодня это сельское хозяйство – овощеводство, животноводство, выращивание экологически чистых продуктов. Биомагазины, биомаркеты – для продажи экопродукции. Также локальные проекты с национальной экзотикой – от контента сайтов до сувениров и туризма.
В определенной степени фору для раскрутки бизнеса дает оригинальность идеи. Жизнеспособность начинающего бизнеса на 50% зависит от самого предпринимателя, его компетенций, характера, здоровья, жизнелюбия, на 25% – от того, как была организована бизнес-схема, то есть цепочка действий, которая ведет к появлению прибыли, и только на 25% от ресурсов и всего прочего, без учета фактора коррупции, считают эксперты. «Я за уникальность идеи, – говорит директор ресторана «Вагон Ресторан» Азамат Айтенов. – Хотя уникальность и оригинальность – это разные понятия. Я не думаю, что оригинальная идея – это ключ к успеху. Иногда оригинальность – лишь повод для обсуждения, но много ли найдется «оригинальных» клиентов? Но успех зависит не от одной идеи. Важна ее реализация. Важно, чтобы эта уникальность была востребована на рынке. Не менее важно, кто реализует идею, каков объем рынка и так далее».
«Обычно мы ищем идеи в оригинальном продукте, забывая о том, что хорошая идея – это, в первую очередь, идея, которая позволяет бизнесу делать деньги», – говорит директор «Школы созидательного бизнеса» BizMarker.kz Шахмардан Айтбаев. По его мнению, есть большой пласт идей в улучшении хозяйственной деятельности с целью снижения себестоимости продукции и повышения цены продукции, идеи, как эффективно управлять персоналом, что тоже ведет к повышению производительности, качества, снижению себестоимости. Идеи эффективного использования ресурсов, идеи маркетинга, когда продукт интересен не сам по себе своей уникальностью, а его упаковкой и подачей на рынке, а также идеи эффективного менеджмента, ведь большинство проблем в малом бизнесе предприниматели создают себе сами, из-за своей некомпетентности в элементарных вопросах принятия решений и управления.
Кто на новенького?
Средний стартовый капитал стартапа зависит от отрасли: для сферы услуг достаточно $10-20 тыс., для торговли – до $100 тыс., для производства – зависит от производства. «Банки не кредитуют стартапы, и правильно делают. По моему личному опыту, желающих быть инвесторами больше, чем хороших проектов. В школе bizmaker.kz стабильный избыток инвестиционного капитала. Мало хороших стартаперов, предпринимателей, отсюда и слабые проекты», – отмечает Шахмардан Айтбаев. Партнерский капитал в Казахстане не популярен потому, что мы не умеем работать с партнерами, считает г-н Айтбаев. В основах партнерства – честность и прозрачность бизнеса. Во многих компаниях нет элементарного учета, нет планов, бюджетов, нет отчетности. «Маленькая ложь рождает большое недоверие. Неумение работать с партнерами – это кризис доверия в бизнес-среде. Быть честными выгоднее, чем делить шкуру не просто не убитого, но и не выслеженного медведя», – говорит он.
По словам ресторатора Азамата Айтенова, проблем начального капитала для бизнеса сегодня нет. Существует большое количество кредитных организаций, венчурных фондов. Государство финансирует стратегические направления. «Последствия кризиса хорошо повлияли на частных инвесторов в том плане, что большинство уже не доверяют свои деньги недвижимости и ищут выгодного вложения денег именно в действующий бизнес либо стартапы, – говорит он. – Ко мне часто обращаются по вопросом совместного бизнеса либо за консультацией по стартапам. И это устойчивая тенденция. Рынок стартапов остается достаточно привлекательным. Вопрос в другом – инвесторы на сегодняшний день никак не защищены, нет правового регулирования частных инвестиций в бизнес. Сегодня должник может спокойно жить «по доверенности», кинув партнера или инвестора. Если у него нет имущества и его официальный заработок равен минимальной заработной плате, вы ничего с него не взыщите, несмотря на то, что живет он в особняке и ездит на машине класса «Люкс». Надо на законодательном уровне прописать ответственность должников».
Заместитель председателя правления АО «BCC Invest» Арман Сагатбеков считает, что стартап более сложен в оценке инвестиционной привлекательности, так как отсутствует ретроспективная база для анализа деятельности компании. И очень часто даже руководители компаний не имеют опыта деятельности в аналогичных проектах, что еще больше повышает инвестиционные риски. Инвестору интересны факты, которых пока нет, и какими они окажутся, можно говорить только с очень большой погрешностью. Практика бизнес-ангелов в Казахстане не развита. Отдельные проекты, которые имеют место быть, как правило, реализуются с участием иностранного капитала. В целом, инвестиции – потенциал для любого бизнеса.
«Что касается партнерского управления, то статистика о том, какой подход реализуется в бизнес-проектах – отсутствует, – говорит Арман Сагатбеков. – Я уверен, что если инвестор и инициатор бизнеса взаимно заинтересованы в сотрудничестве, они смогут найти и форму управления, и решить все необходимые организационные задачи совместно».
«Я отношусь к партнерскому управлению положительно, – говорит Азамат Айтенов. – Даже предлагаю своему другу, который никогда не работал в нашем направлении, но имеет колоссальный опыт построения коммуникаций с людьми, открыть ресторан. Партнерство открывает много возможностей. Это использование опыта партнера, это ресурсы, в том числе административные, минимизация риска».
Механизмы, способные сделать рынок стартапов более привлекательным для частных инвесторов, есть. К примеру, это создание независимого экономического суда, представлять который будет международный состав законодательно защищенных судей. Необходимо организовать такие условия, при которых выгодно будет работать в «белую». Достаточно все платежи перевести на безналичный метод.
«Почему бы вообще не сделать осуществление платежей безналичными? Ведь заработную плату выдают именно так. Вот, к примеру, у меня проблема, – говорит владелец ресторана. – Часть продуктов все равно необходимо приобретать на рынке. Кто придумал эти разовые талоны и зачем? Для того, чтобы получить пакет документов на продукты, нужно очень постараться, затратить кучу времени. Я периодически лично выезжаю и произвожу закуп продуктов. Первым вопросом после заказа продавец спрашивает: «Какую сумму вам указать в накладной?» А если обязать всех продавцов встать на учет как ИП, поставить терминал для приема безналичным платежом, была бы обеспечена прозрачность деятельности черного рынка, и государство только выиграло от этого».
Знать бы рыбные места
Самыми конкурентными являются рынки услуг, далее – торговли, производства, рынок по работе с госкомпаниями. Степень конкуренции зависит от низких барьеров входа на рынок, количества игроков, наличия госмонополий, степени коррумпированности, емкости и тенденций роста рынка, а также времени окупаемости проектов в отрасли. Роста и развития, считают специалисты, на отечественном рынке нет. «На сегодня больше работают компании, выжившие в сложные времена, – говорит Шахмардан Айтбаев. – Есть новые отрасли, связанные с новыми технологиями, где и отмечается определенный рост. Это отрасли, связанные с интернетом: торговля, сайты, контент, ПО, коммуникации».
Начиная бизнес, нужно иметь дело только с профессионалами своего дела, советует Азамат Айтенов, либо самому быть профессионалом. «Когда мы начинали дело, сэкономили на управленце, – говорит он. – Доверились тому, что сами сможем корректировать и направлять. Конечно, нанятый управленец был с опытом работы, и у него было достаточно регалий, которые мы не проверили. После этого печального опыта я решил, что сам смогу управлять этим бизнесом и стал вникать, в результате я потерял очень много времени и денег. Но сейчас я знаю все циклы деятельности нашего ресторана, другой вопрос – правильно ли я веду бизнес – покажет время. Я делаю ставку на любовь к своему делу».
Один из популярных сегодня способов продвижения бизнеса – социальные медиа. Существует масса руководств, которые показывают что, как и где лучше делать, чтобы продвинуть свой стартап в Сети. Рынок Казахстана в этом плане еще не такой полный и продвигать проекты гораздо легче, чем в той же России или странах дальнего зарубежья.