Толеутай Рахимбеков: «Из 170 тыс. многоквартирных домов порядка 32% требуется капитальный ремонт»
В прошлом году утверждена программа модернизации ЖКХ до 2020 года. Сумма, выделенная на реализацию программы, впечатляет – это...В прошлом году утверждена программа модернизации ЖКХ до 2020 года. Сумма, выделенная на реализацию программы, впечатляет – это более одного триллиона тенге. Денег должно хватить на ремонт более 50 млн кв. метров жилья по всему Казахстану. При этом все ремонтные работы должны в будущем экономить тепло и электроэнергию. Этого намерены добиваться за счет энергоэффективной технологии и термомодернизации. Как принять участие в программе, и дойдут ли выделенные средства до конечной цели рассказывает председатель правления АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Толеутай Рахимбеков.
– Толеутай Сатаевич, почему владельцам многоквартирных жилых домов выгодно делать ремонт по программе?
– Косвенная выгода жителей в том, что после проведения любого ремонта рыночная стоимость квартиры возрастает. Как бы ни была отремонтирована квартира внутри, любой покупатель, когда приходит, смотрит, как выглядит дом в целом, в каком состоянии подвалы, подъезды. По информации отдельных акиматов, в тех домах, где был проведен ремонт, квартиры выросли в цене на 20-30%. Выгода государства во внедрении энергоэффективной технологии, которая позволит обеспечить значительные объемы энергосбережения.
– Как проводится оплата за ремонт многоквартирных жилых домов? Она распределяется в равной доле между государством и жильцами?
– Платит за ремонт в полном объеме собственник квартиры. Потому что кондоминиум – это форма собственности на неделимое единое имущество, его невозможно разделить на отдельные квартиры. Поэтому государство на имущество, находящееся в частной собственности, по бюджетному законодательству не может тратить деньги на ремонт и содержание. Это должен делать собственник. Другое дело, что государство в рамках модернизации предложило соответствующие механизмы – практически беспроцентные кредиты на длительные сроки и право выбора собственников квартир того или иного вида ремонта. Тем, кто не сможет оплачивать стоимость ремонта, предлагается механизм в виде жилищной помощи.
– В чем выгода государства, которое направляет значительные бюджетные средства на ремонт при нулевой ставке кредитования?
– Прямая выгода – это значительное снижение затрат на тепло и электропотребление, потому что снижаются потери тепла и объем теплопотребления за счет автоматизации режимов в зависимости от температуры наружного воздуха.
– Какие условия и документы необходимы для получения жилищной помощи? Действительно ли, что при получении жилищной помощи квартиры идут под залог, а собственники не могут совершать каких-либо сделок, в том числе продавать их?
– По жилищной помощи предоставлять квартиры в залог ни в коем образе не требуется. Есть определенные правила, утвержденные постановлением правительства. Детальный порядок определяют местные исполнительные органы власти. При этом отмечу, что основным критерием получения жилищной помощи является уровень коммунальных затрат в общем доходе семьи. В большинстве регионов Казахстана – это 10%. Если в общей совокупной сумме доходов населения затраты на коммунальные услуги и за оплату телефона, а также оплату за проведение ремонта, эксплуатационные работы превышают 10%, то на ту разницу, которая превышает, данная семья становится претендентом на получение жилищной помощи. Есть определенный перечень документов, который необходимо предъявить в отдел социальной защиты населения местного акимата.
– Какое количество домов и в каких регионах участвуют в программе модернизации? Сколько всего многоэтажных домов в Казахстане и сколько из них требуют капитального ремонта?
– Из 170 тыс. многоквартирных домов по Казахстану порядка 32% сегодня требуют капитального ремонта. Если говорить по квадратуре, то это больше 50 млн кв. метров жилья. В реализации ремонта многоквартирных жилых домов по программе модернизации участвуют все регионы страны. Но наиболее активно эта работа проводится в Актюбинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областях и в городе Астана.
– Что означают первый и второй механизмы по ремонту жилья за счет бюджетных средств на возвратной основе?
– Они в принципе очень похожи друг на друга. Здесь большой путаницы нет. Первый механизм ориентирован на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с элементами термомодернизации. Средства из республиканского бюджета направляются в местные исполнительные органы власти, которые направляют их на капитализацию социально-предпринимательских корпораций (СПК), которые на деле становятся региональными институтами развития. После выбора подрядчика КСК обращаются в СПК за кредитованием. После завершения ремонтных работ наступает процесс возврата денежных средств. Второй механизм ориентирован на проведение текущего ремонта многоквартирного жилого дома с элементами термомодернизации.
– Как можно проследить за деятельностью КСК и не допустить нецелевое расходование средств?
– В законодательстве о жилищных отношениях прописано, когда и в какие сроки руководство КСК должно отчитываться перед собственниками квартир. Сегодня зачастую получается, что собственники квартир бегают за руководителями КСК с просьбой предоставить информацию. На самом деле председатели КСК должны отчитываться перед собственниками квартир о целевом использовании средств. Кроме того, в прошлом году ввели институт жилищных инспекций при местных исполнительных органах власти, которые призваны решать спорные вопросы.
– Существует ли какой-нибудь консультационный центр при АО «КазЦентрЖКХ», куда могли бы обратиться за правовой помощью простые жители многоквартирных домов?
– Да, жители многоквартирных домов могут обратиться к нам через наши филиалы с любым вопросом, касающимся сферы нашей деятельности, в том числе по правовым вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На сегодня они есть в каждой области. Кроме того, мы открыли специальный веб-портал – zhkh.kz, где работают сайты по оказанию консультационных услуг «Акыл» и «Доверие». Необходимо отметить, что в последующем мы планируем открыть специальные консультационные центры во всех регионах страны, куда можно будет обращаться по вопросам содержания общего имущества и другим вопросам.
– Реформа ЖКХ предполагает новую схему жилищных отношений с участием так называемых управляющих компаний. Не усложнит ли появление третьего звена эти самые отношения? Не проще ли было бы реформировать сами КСК, а не выводить на рынок дополнительных игроков?
– Здесь не стоит вопрос, чтобы КСК немедленно вывести из игры. Сами КСК должны реформироваться, разделить функции. Функции управления домом могут осуществлять управляющие объектами кондоминиума компании, и часть КСК могут уйти в сферу оказания услуг. Это было сделано для того, чтобы обеспечить прозрачность в работе КСК. Потому что в одном кошельке, в одном кармане складываются все деньги жильцов, и потом непонятно, сколько денег потрачено на ремонт, на обслуживание, на эксплуатацию жилого дома. Такое разделение позволит добиться большей прозрачности для того, чтобы каждый житель мог в любое время получить доступ к любой информации.
– В Казахстане планируется строительство центров энергоэффективности ЖКХ. Какие цели и назначения имеют данные центры?
– Строительство центров энергоэффективности будет реализовано в текущем году. Эти центры должны стать демонстрационной площадкой энергосберегающих технологий. Во-первых, строительство самих зданий будет осуществляться по принципу энергопассивных домов. Можно привести цифры, что при классическом принципе, который применялся раньше на территории СНГ, энергопотребление достигало порядка 300 КВт/час на квадратный метр. Сегодня в Казахстане есть опыт строительства домов класса А с энергопотреблением 150-180 КВт/час. В Европе, Швеции – норма 80 КВт/час. В Германии – до 50. При строительстве наших центров в Астане, Алматы, Актобе планируется достичь уровня 30 КВт/час. На базе центров энергоэффективности будут работать центры энергосбережения и распространения знаний. Ежегодно порядка 2-2,5 тыс. слушателей будут проходить двухнедельные семинары, курсы повышения квалификации. Кроме того, чтобы иметь опыт проектирования и строительства таких зданий в Казахстане, целевой группой определены руководители и специалисты проектных и строительных компаний. В Астане на базе такого центра будет работать научно-технический центр, который включает в себя целый ряд лабораторий, того, чего до настоящего времени в Казахстане не было. Это лаборатории энергосбережения, теплоснабжения, водоснабжения, экономических моделей и жилищных отношений.
– Можно поподробнее об энергосбережении и связанным с ним принятом законе?
– В послании президента «Построим будущее вместе» поставлена задача по проведению масштабной модернизации коммунального сектора и созданию оптимальной модели жилищных отношений.
Приняты закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» и комплексный план энергоэффективности. В Казахстане этому вопросу уделяется большое внимание. К примеру, если говорить о программе модернизации ЖКХ, то здесь предусмотрена термомодернизация. Говоря простым языком, это проведение работ по утеплению стен, окон, подвалов, кровли, инженерных коммуникаций, установка приборов учета. Мы внимательно изучали опыт стран Восточной и Центральной Европы. При грамотном целенаправленном проведении этих работ затраты жителей по теплопотреблению снижаются почти на 40%. Модернизация коммунальной инфраструктуры также должна способствовать значительной экономии энергоресурсов.