Дорога в облака

«Казахтелеком» о развитии новых технологий Эйфория, охватившая мир на первом этапе «облачной революции», сменяется разумным...

«Казахтелеком» о развитии новых технологий

Эйфория, охватившая мир на первом этапе «облачной революции», сменяется разумным и взвешенным подходом к внедрению cloud-технологий. Сегодня появляются надежные сервисы, услуги и приложения, которые дают возможность представить себе, как и насколько «облачные вычисления» могут изменить нашу жизнь к лучшему. О том, какие решения уже внедрены ведущим оператором связи, а какие удивят нас в скором будущем «Капитал.kz» рассказали в АО «Казахтелеком».

Краудсорсинг. Коллективный разум толпы

В этом году впервые в Казахстане АО «Казахтелеком» запускает проект краудсорсинга.  Краудсорсинг (crowdsourcing (англ.)  – crowd – «толпа», outsourcing – использование ресурсов.

О краудсорсинге всерьез заговорили мировые политики и представители крупного бизнеса. Его основная идея – не только снижение затрат компании, но при этом еще и получение доступа к огромному человеческому потенциалу. Ведь с появлением ИТ-технологий люди стали массово пользоваться интернетом. Сейчас в глобальной Сети постоянно находится огромное количество пользователей, они общаются, работают, учатся, торгуют, развлекаются, пишут, читают. И именно посредством краудсорсинга или «коллективного разума толпы» можно решать самые различные задачи. В краудсорсинг могут быть вовлечены не только эксперты и профессионалы, но и большое количество обычных пользователей интернета, готовых поделиться собственным мнением и интересными идеями, предложить инновационные решения, а также развить и усовершенствовать предложения друг друга.

Краудсорсинг – это часть инноваций с расчетом на пользователя, при которых производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили данные потребности. Это направление создано в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными в производстве.

В «Казахтелекоме» планируют через интернет найти активных людей с новыми идеями для решения задач по созданию новых ИТ-проектов и дальнейшего развития информационных технологий на отечественном рынке.

Таким образом, внедрение АО «Казахтелеком» краудсорсинга будет способствовать становлению и развитию IT-рынка в Казахстане и появлению инновационных современных IT-решений.

При этом компания предлагает клиентам и традиционные услуги ИТ-аутсорсинга, которые предполагают выполнение следующих функций: анализ и аудит информационной системы, разработка ИТ-концепции, внедрение информационной системы – реализация конкретного технического решения по созданию информационной инфраструктуры предприятия. Также в «Казахтелекоме» предоставляют услуги проектирования автоматизированных бизнес-систем с последующими модернизацией и сопровождением, обслуживание сетевой инфраструктуры, услуги системной интеграции. «Для каждого проекта мы подбираем специалистов исходя из индивидуальных потребностей клиента и с учетом всех пожеланий. IT-аусорсинг возможен как на определенный срок, так и под специальный проект», – отмечают в компании.

Термин «краудсорсинг» впервые введен писателем Джеффом Хау и редактором журнала Wired Марком Робинсоном в июне 2006 года.

Заоблачная реальность. Виртуализируй это!

«Облачные технологии» развиваются эволюционно. К примеру, еще вчера услуги хостинга были для большинства компаний и населения страны новыми, теперь эти услуги становятся базовыми, размещение веб-ресурса в сети интернет все чаще становится неотъемлемой частью медиаплана. То же самое произойдет с «облачными услугами», все больше компаний малого и среднего бизнеса будут понимать экономическую выгоду от использования этих услуг.

Большинство крупных компаний все же пока придерживается традиционных способов ведения бизнеса, когда сотрудники работают в офисе. Но в сегментах малого и среднего бизнеса все большее распространение получает удаленная модель работы, и, судя по всему, она будет набирать популярность. Особых различий в функциональных возможностях «облачных офисов» и «облачных документов» нет. В них можно создавать и редактировать текстовые файлы, таблицы, презентации.

Сам термин «облачные технологии или облачные сервисы» (англ. – сloud сomputing) используется для любых сервисов, которые предоставляются через сеть интернет. Они делятся на три категории:

•    инфраструктура как сервис (Infrastructure as a Service, IaaS);
•    платформа как сервис (Platform as a Service, PaaS);
•    программное обеспечение как сервис (Software as a service, SaaS).

Это основные принципы, на которых строится понимание работы «облаков», заменяющих для пользователей их собственную информационную инфраструктуру или приложение.

«Облака» могут быть публичными и частными.Основное отличие между ними – это разница в доступе. То есть пользование услугой из «облака» в закрытой от общего доступа инфраструктуре определенному количеству пользователей. Есть еще одно определение «виртуальное частное облако» – это когда провайдер использует публичную облачную инфраструктуру для организации частного облака. При таком подходе к организационной структуре часть информации клиента обрабатывается и хранится за счет ресурсов собственной инфраструктуры, а часть за счет ресурсов внешнего провайдера.


Ожидания от «облачных» инициатив. Зачем офис и архив переносить в «облака»?

Технологии SaaS (software as a service) и «облачных вычислений» становятся более зрелыми и предоставляют возможность создавать не программные решения, а сервисы, позволяющие любым пользователям бесплатно или за минимальную плату получить в свое распоряжение необходимый функционал. Это касается коллективной работы с документами различных форматов, их совместного редактирования с сохранением промежуточных результатов, обсуждения рабочих процессов как в режиме offline, так и online.

Преимущества «облачного офиса»

•    Хранение документов как на рабочем месте, так и в «облаке» – по выбору заказчика.
•    Информационная безопасность. Вся информация, хранящаяся в «облаке», проходит несколько этапов шифровки. Доступ к информации можно получить только с помощью авторизации.
•    Лицензионное программное обеспечение. Клиенту не нужно беспокоиться о своевременных обновлениях и дополнительных лицензионных ключах. Эти задачи решает АО «Казахтелеком».
•    Круглосуточная техническая поддержка.
•    Современное техническое обеспечение. Все работы по функциональности и обновлению серверов решает АО «Казахтелеком».
•    Снижение расходов. Клиент платит ежемесячную абонентскую плату за используемое количество рабочих мест.
•    Возможности «облачного архива».

Возможности «е-архива»

В настоящее время на стадии запуска в эксплуатацию находится «облачный архив» – «е-архив», который позволит хранить данные клиентов в дата-центрах «Казахтелекома». «Облачный архив» позволяет хранить огромный массив информации на разных, распределенных в сети серверах.

Пользователь может хранить столько данных, сколько захочет, и раздавать их настолько быстро, насколько это нужно. Вы можете одинаково эффективно использовать «облачный архив» для хранения видео и графики маленького сайта и крупного портала, для личных архивов или резервных копий. Хранилище подключено к каналу с большой пропускной способностью, что обеспечивает высокую скорость передачи контента.

Экономическая эффективность использования «облачной среды»

«Использование «облачной среды» для предоставления новых возможностей для наших клиентов является одним из перспективных направлений развития компании. Уже на текущий момент АО «Казахтелеком» предоставляет ряд сервисов, основанных на данной технологии, которые позволяют сократить расходы потребителей или получить гораздо больше возможностей при сравнимом уровне платы за услуги связи», – отмечают в компании.

При этом хотелось бы отметить, что конкретные данные по экономической выгоде для той или иной компании будут зависеть от разницы между набором ранее потребляемых услуг и новым перечнем используемых сервисов, а также степени вовлеченности компании в модернизацию собственных бизнес-процессов.

Новые технологии и стратегия развития систем хранения данных

Стратегия развития систем хранения данных заключается в том, что АО «Казахтелеком» планирует постепенный перенос информации и приложений клиентов из локальных хранилищ в единое централизованное хранилище данных, с использованием «облачных» технологий. Причем клиенту в зависимости от его потребностей будут предлагаться различные сервисы с абсолютно разными параметрами. Например,  кому-то нужно архивирование на длительное время, а есть и задачи по оперативным информационным данным.

На сегодняшний день по всему Казахстану запущены 12 дата-центров «Казахтелекома». Известно также, что сейчас в Павлодаре компания строит крупнейший в СНГ дата-центр, его запуск намечен на сентябрь 2012 года. Площадь его гермозоны составит 1000 кв. м; количество стоек – 320; общая вместимость составит 11 000 Unit;  уровень – Tier 3; уровень резервирования – N+1. Он будет размещать, систематизировать и резервировать данные.Планируется расширение спектра предоставляемых «облачных» сервисов рядом бизнес-приложений.

Инновационный проект разработан совместно с подразделением Hewlett-Packard – Critical Facilities Services. Как известно, «Hewlett Packard» – это лидер в области строительства центров обработки данных (ЦОД). Технологии и решения, которые предлагает компания «Hewlett Packard», соответствуют всем мировым стандартам. Кроме того, компания «Hewlett Packard» уже имеет опыт участия в строительстве крупнейшего в СНГ ЦОДа уровня Tier III, заказчиком которого был Сбербанк России.

«Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой за счет возможности эффективного использования технических средств, например, перераспределения нагрузок, а также за счет сокращения расходов на администрирование», – заявил на церемонии запуска строительства министр транспорта и коммуникаций Казахстана Аскар Жумагалиев.

Дата-центр (от англ. data center), или центр (хранения и) обработки данных (ЦОД/ЦХОД) – это специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и коммуникационного оборудования и подключения абонентов к каналам сети интернет. Дата-центр исполняет функции обработки, хранения и распространения информации, как правило, в интересах корпоративных клиентов – он ориентирован на решение бизнес-задач путем предоставления информационных услуг. Дата-центры обычно расположены в пределах или в непосредственной близости от узла связи или точки присутствия какого-либо одного или нескольких операторов связи.

Базовые и дополнительные услуги дата-центра

Сегодня АО «Казахтелеком» к базовым услугам относит услуги виртуального хостинга, Colocation, VPS, Dedicated.

Что касается дополнительных услуг, то на данный момент прорабатывается внедрение «облачной бухгалтерии» (а именно электронных счетов-фактур), которая нацелена на представителей малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день ТОО «KT Cloud Lab» уже предоставляет услуги «облачного документооборота». Для примера, «Казахтелеком» внедрил у себя этот сервис еще в 1999 году. В компании сегодня более 15 тыс. человек работают в сети, из них порядка 12 тыс. работают в системе электронного документооборота. Теперь же это решение АО «Казахтелеком» намерено предложить и другим компаниям.

В ближайшее время планируем запустить так называемый Dynamic Cloud Server Service, при использовании которого пользователям нужно будет оплачивать только потребляемые ресурсы. Это как оплата по счетчику за потребленную воду, электричество и т.д., то есть по факту. Кроме того, компания запустит два новых продукта от Microsoft – Exchange и SharePoint. «Казахтелеком» хочет быть одним из первых в Казахстане, кто внедрит эти «облачные сервисы» в коммерческую эксплуатацию.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤