Канат Берентаев: «Программа развития моногородов работать не будет»
Разработанная Министерством экономического развития и торговли РК программа развития моногородов, по мнению экономиста Каната...
Разработанная Министерством экономического развития и торговли РК программа развития моногородов, по мнению экономиста Каната Берентаева, работать не будет. «Программу принимали не с точки зрения развития этих городов, а из политических целей, чтобы снять напряженность в обществе. Данная программа будет просто очередной отпиской», – считает г-н Берентаев.
Анализ развития моногородов показал характерные для них проблемы, связанные с перспективами развития градообразующего предприятия, низкой степени диверсификации экономики города, высокой зависимости занятости, бюджета городов от деятельности градообразующего предприятия. Основной целью программы является устойчивое социально-экономическое развитие моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. Задачи программы заключаются в оптимизации моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий; диверсификации экономики и развитии МСБ; обеспечении оптимальной структуры занятости населения моногородов; рассредоточении трудового потенциала через повышение трудовой мобильности в точки экономического роста; поддержке социальной и инженерной инфраструктуры городов в расчете на оптимизированную численность населения.
Для моногородов с низким потенциалом основным механизмом реализации программы является поддержка занятости через развитие малого и среднего предпринимательства; рассредоточение трудового потенциала в точки экономического роста; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне; расселение населения с изменениями статуса городов.
Между тем, эксперты находят некоторые неточности в программе. «В прогнозной схеме в качестве приоритетов не указано развитие моногородов. Развитие агломераций указано в качестве приоритета, но о моногородах речи не идет», – подчеркнул Нурлан Искаков, заместитель председателя Центра развития Алматы.
В то же время в программе говорится, что приоритет финансовой поддержки будет отдаваться бюджетным инвестпроектам, реализуемым в быстрорастущих, перспективных регионах, то есть имеющих высокий экономический потенциал развития. К регионам с высоким потенциалом экономического развития относятся агломерации, города и крупные сельские населенные пункты. Как же будут поступать с населенными пунктами с низким потенциалом развития, остается только догадываться.
В целом программа охватывает 27 моногородов, однако проблема, которую испытывают в моногородах, в принципе актуальна практически для большей части казахстанских городов. И как справедливо заметил Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований, в Казахстане есть 28 крупных городов и 59 малых. К числу моногородов отнесено 27, но на самом деле можно отнести все 86, кроме Алматы. Большая часть моногородов создана в силу двух основных причин: либо это города-месторождения, либо это города, где после распада СССР промышленность вымерла.
Эксперты полагают, что в реализации программы нельзя надеяться на акиматы. Аналитики видят выход из этой ситуации в создании органов местного самоуправления, которые сформулировали бы и сами проблемы конкретных населенных пунктов, и тут же взяли под контроль реализацию этих планов, исполнение бюджетных средств. «Необходим системный подход, затрагивающий и политические, и этические, и экономические аспекты. А если мы будем тактические проблемы решать в частном порядке, от этого ничего не изменится», – подчеркнул г-н Берентаев.