Какими инновациями поделится Россия в нефтянке?
Говоря об интеграционных процессах Казахстана и России в рамках ЕЭП, эксперты подчеркивают необъятные горизонты возможностей д...
Говоря об интеграционных процессах Казахстана и России в рамках ЕЭП, эксперты подчеркивают необъятные горизонты возможностей для производителей. О том, как проходят эти процессы в нефтедобывающей отрасли рассказали эксперты на научно-практической конференции КИСИ-ИМЭМО «Казахстан-Россия: экономические и политические факторы стратегического партнерства».
Вопрос интеграции нефтегазового сектора в рамках ЕЭП крайне важен для стран-участниц, основу экономического развития которых создает добыча и продажа сырья. На территории стран ЕЭП сконцентрирована стратегически важная доля мировых ресурсов. Так, по данным Лейлы Музапаровой, первого заместителя директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК, в странах ЕЭП сконцентрировано около ? разведанных базовых видов полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в диапазоне от $30 трлн до $40 трлн.
Интеграция стран, по мнению экспертов, подразумевает формирование единой энергетической политики, которая в конечном итоге должна включать вопросы производства, переработки и транспортировки всех видов энергии.
Как оказалось на практике, именно по этим вопросам казахстанские нефтяные компании испытывают трудности во взаимоотношениях с российскими коллегами. Некоторые из них казахстанцы уже успели ощутить на себе. Повышение цен на ГСМ является одним из побочных факторов интеграции. Наличие ценового разрыва между странами приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке РК. При сохранении низких цен на бензин неизбежен переток нефтепродуктов в приграничные районы РФ. Более того, «остается и хроническая проблема недопоставки российской нефти на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)», – отметила Гульнур Рахматуллина, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций. России продавать свою нефть в Казахстан в условиях беспошлинного товарооборота невыгодно. По подсчетам экспертов, поставляя сырье на Павлодарский НПЗ, российский бюджет теряет $2 млрд.
На данном этапе у нашей республики отсутствует доступ к газотранспортной системе РФ. Однако теперь доступ к этой системе мы будем иметь лишь при осуществлении операций в рамках ЕЭП. Свободного доступа к российской газотранспортной системе для выхода на международный рынок у нас не будет. Такое положение вытекает из нормативной правовой базы РФ, а именно из закона о газоснабжении.
«Сотрудничество наших стран в нефтяной отрасли оставляет желать лучшего в том плане, что мы не достигли и не разработали оптимальных механизмов взаимодействия», – сообщила г-жа Рахматуллина.
В итоге на сегодняшний день Казахстан от интеграции имеет лишь высокие цены на ГСМ. Какую выгоду наша страна преследует, вступая в ЕЭП – пока непонятно. Очень много говорят о российских инновациях в добывающей и перерабатывающей промышленности, которыми в рамках интеграционных процессов Россия поделится с Казахстаном. Хотя, по словам Станислава Жукова, руководителя центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, российские нефтегазовые компании глубоко отсталые в технологическом отношении. Одним из показателей научно-технического прогресса является коэффициент извлечения нефти. В РФ он равен 20-25%, в СССР этот показатель превышал 30%, в США он зашкаливает за 40-45%.
Также немаловажным звеном в нефтяной сфере является геологоразведка. Инновационная отсталость в этом секторе ведет к ошибочной оценке запасов ресурсов на месторождении, и как следствие – к убыткам. «Инновационной помощи» в этой сфере от России ждать тоже не следует, так как «неплохие заделы в геологоразведке, созданные в советское время, нами исчерпаны, это сказывается и на капитализации корпорации», – говорит г-н Жуков.
Помимо этого, интеграция в энергетической сфере весьма деликатна, так как затрагивает вопросы национальной безопасности.