Если бы у меня был апельсин, я бы с тобой поделился…

Закон есть, а эффекта нет – такое случается. Но если, в одних случаях, про неработающий закон могут и не вспоминать, то в друг...

Закон есть, а эффекта нет – такое случается. Но если, в одних случаях, про неработающий закон могут и не вспоминать, то в других заинтересованные стороны, не дождавшись ожидаемых результатов, могут привлечь внимание к ситуации. Так случилось и с поправками в закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым с прошлого года банки не вправе ограничивать заемщиков в выборе страховых компаний.

Так как банковские продукты обладают низким уровнем убыточности и низкими производственными издержками, они являются крайне интересными для страховых компаний. Однако, согласно данным исследования, представленным рейтинговым агентством «Эксперт РА Казахстан» на «круглом столе», посвященном проблемам банкострахования в Казахстане, несмотря на принятие указанных поправок в законодательство, развития реальной конкуренции на этом рынке не наблюдается. Упомянутые законодательные поправки с юридической точки зрения обеспечили равный доступ к рынку банкострахования всех страховщиков вне зависимости от наличия аффилированности с кредитными учреждениями. После чего неаффилированные страховщики начали активную работу по взаимодействию с банками с целью занять свою нишу на рынке банковского страхования. «Но ощутимого перераспределения премий в пользу неаффилированных страховщиков не произошло, так как барьеры для входа на рынок все же остались», – считают аналитики «Эксперт РА Казахстан». Здесь отмечают, что хотя в целом по рынку премии между двумя категориями страховщиков распределены примерно поровну, сбор премий по видам страхования, связанным с кредитованием, имеет перекос в пользу банковских дочерних страховых компаний. И ситуация в 2011 году особым образом не отличается от той, что была в 2010 году, до принятия поправок в закон «О банках и банковской деятельности».

Объем сбора премий на рынке банкострахования, по данным, приведенным Дауреном Салимбаевым, начальником управления методологии пруденциального контроля и надзора Нацбанка РК, в 2011 году составил 17,3 млрд тенге, в 2010 году этот показатель составлял 9,3 млрд тенге. И без учета трех крупнейших игроков сектора банкострахования объем премий по банкострахованию по отношению к общему сбору страховых премий в 2011 году составил незначительные 10%. При этом г-н Салимбаев задался вопросом – зачем обязывать заемщика страховаться в аффилированной компании, если, по сути, риск остается внутри группы «и существенного экономического эффекта в обязывании заемщиков страховаться именно в аффилированной компании, мне кажется, нет».

Однако Ергали Бегимбетов, председатель правления АО «СК «Лондон-Алматы», считает, что существует прямая экономическая выгода для банков оставлять риски внутри группы. «При получении, к примеру, потребительского кредита в некоторых банках вдруг выясняется, что ставка страхования от несчастного случая 5%, тогда как у меня в страховой компании потолок тарифной ставки 0,5%», – приводит пример Ергали Бегимбетов. По мнению главы АО «СК «Лондон-Алматы», подобные компании генерят значительные прибыли, и банки не намерены отдавать свой кредитный портфель для страхования неаффилированными компаниями. Поэтому, г-н Бегимбетов считает, что если в данном секторе и присутствует какая-то конкуренция, то не более чем в 10% рынка, а остальные 90% так и остаются в тени.

Управляющий директор по корпоративному бизнесу АО «Нефтяная страховая компания» Айдар Аукенов отметил, что в 2011 году портфель компании по банкострахованию не претерпел значительных изменений по сравнению с 2010 годом, но здесь рассчитывают на положительную динамику в текущем году.

По мнению экспертов рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан», ситуация не изменится до тех пор, пока не будут решены ключевые проблемы рынка – навязывание банками услуг определенных страховых компаний, низкий уровень осведомленности заемщиков о свободном выборе страховщиков.

Так, в данных исследования поясняется, что формальное исполнение требований закона банками выражается в том, что некоторые банки продолжают так или иначе навязывать услуги своих дочерних страховых компаний, либо берут риски по страхованию на себя и страхуют их опять же в своих «дочках». В итоге значительный сегмент рынка банкострахования остается опять же недоступен для неаффилированных страховщиков. «Решением этой проблемы может стать более жесткий контроль за исполнением требований закона и введение единой аккредитации страховых компаний при банках, к которым заемщики будут иметь равный доступ», – предполагают авторы исследования.

Низкий уровень осведомленности заемщиков о свободном выборе компании обусловлен тем, что у них, по сути, отсутствует заинтересованность в выборе более выгодных условий страхования, и они принимают условия страхования, предлагаемые банками, по умолчанию. «В итоге ценообразование на рынке банкострахования становится негибким, а заемщики не предъявляют реального спроса на услуги страховых компаний», – отмечают эксперты.

«В результате того, что отсутствуют единые правила аккредитации страховых компаний при банках, на рынок могут получить доступ страховщики, которые не обладают высоким уровнем надежности, и появляется угроза демпинга. В конечном итоге это может привести к росту риска неплатежей», – опасаются участники рынка. Аналитики «Эксперт РА Казахстан» предполагают, что решением может стать разработка единых критериев аккредитации страховщиков при банках и введение ее повсеместно или использование рейтингов надежности в качестве инструмента аккредитации.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤