Казахстан: пшеница есть, моря – нет

В прошлом году Казахстан собрал рекордный за 60 лет урожай пшеницы – почти 30 млн тонн. Страна, которая собирается войти в пят...

В прошлом году Казахстан собрал рекордный за 60 лет урожай пшеницы – почти 30 млн тонн. Страна, которая собирается войти в пятерку мировых зерновых экспортеров, столкнулась с проблемой экспорта. Сложная логистика делает казахстанское зерно слишком дорогим и неконкурентоспособным на мировом рынке. Почему инфраструктура Казахстана оказалась не готова к экспорту большого объема зерна?

$200 млн на транзит

«Мы можем поставить на внешние рынки 15 млн тонн пшеницы, но логистика не позволяет нам выходить на эти рынки с конкурентоспособными ценами», – говорит Муслим Умирьяев, вице-министр сельского хозяйства РК.

Главная проблема страны в том, что Казахстан – единственный мировой зерновой экспортер, который не имеет выхода к морю. По данным министерства, на транзит по железной дороге нужно 15 тыс. вагонов, чтобы ежемесячно экспортировать миллион тонн зерна. У Казахстана их только 5000.

После развала Советского Союза для казахстанского зернового бизнеса был установлен специальный налоговый режим, чтобы стимулировать развитие отрасли. В итоге три года назад страна столкнулась с перепроизводством. Такой урожайности – в 20-21 центнер с гектара – у Казахстана не было несколько десятков лет.

«В СССР внутренний рынок был более емкий, и излишки казахстанского зерна легко распределялись. А сейчас из-за нашего положения мы проигрываем России и Украине, наше зерно из-за стоимости доставки становится на $100 дороже, чем у конкурентов», – говорит ответственный секретарь министерства сельского хозяйства Евгений Аман.

А чтобы уже сейчас освободить элеваторы и хранилища под следующий урожай, правительство вынуждено субсидировать затраты на транспортировку зерна через Россию к портам на Черном и Азовском морях, откуда зерно пойдет в Европу и Африку.

Из государственного бюджета экспортерам сейчас платят по $40 за каждую тонну перевозимого зерна. Суммарно за два года на перевозку к морю 5 млн тонн зерна Казахстан потратил $200 млн.

Казахстан меняет направление экспорта

Транзит зерна через Россию не выгоден Казахстану, там его ждут лишь сильные конкуренты – российское, украинское и европейское зерно. «Казахстану нужны рынки Ирана, Афганистана, Азербайджана, Турции», – говорит Нурлан Тлеубаев, президент Зернового союза Казахстана.

«В следующем году грузинская железная дорога соединится с турецкой. Мы сможем зайти в Азербайджан и Турцию не через Черное море, а через Каспийское и по железной дороге. Больше не надо будет везти зерно через Россию», – отмечает г-н Тлеубаев. По его словам, те инвесторы, которые сейчас создадут флот сухогрузов на Каспийском море, получат в будущем огромную выгоду. «Кто первый это сделает – тот будет «на коне», – считает г-н Тлеубаев.

Два года назад Казахстан собирался вложить $100 млн в покупку и строительство собственных зерновых терминалов на Черном море, однако отказался от этой идеи. Главная задача теперь – увеличивать пропускную способность каспийских портов Актау и Бейнеу.

«Мы не считаем целесообразным покупать терминалы в Грузии, России или Украине, нам проще и правильнее строить их на границе с Китаем и Ираном, – говорит Евгений Аман. – В Иране у нас уже есть терминалы, и мы будем строить еще».

Экспорт зерна «убивает» экспорт муки

Две тонны муки из трех, произведенных в Казахстане, страна продает на экспорт. Такого показателя нет ни в одной стране мира – 25% мирового экспорта муки сейчас приходится на Казахстан, говорит Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана. «Мы экспортируем 330 тыс. тонн муки в месяц, Россия столько продает за год», – объясняет он.

Центральноазиатский рынок муки для Казахстана сокращается, поскольку страны, в которые мы поставляем зерно, начинают производить собственную муку. «Сейчас Казахстан помогает соседям развивать мельничное производство своими же руками», – констатирует г-н Ган. Он полагает, что экспортные рынки зерна и муки должны быть разными.

Ерлан Байдаулет, экономический советник министерства индустрии и новых технологий, считает, что Казахстану давно пора развивать собственное производство продукции из зерна. Пусть пока и с помощью инвесторов.

«Сейчас катарская Hassad Food готова инвестировать огромные суммы в производство готовой продукции, – сказал г-н Байдаулет в одном из интервью. – Эта компания уже вложила $500 млн в развитие полного производственного цикла в Австралии, и почти столько же она готова инвестировать в Казахстане».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤