Десант на Terra Incognita

На повестке дня одного из крупнейших мобильных операторов в стране – развитие Интернета – как мобильного, так и проводного. Пр...

На повестке дня одного из крупнейших мобильных операторов в стране – развитие Интернета – как мобильного, так и проводного. При этом уровень маржинальности бизнеса снижается.

ТОО «КаР-Тел» (представляющее бренд Beeline в Казахстане) объявило финансовые и операционные результаты за 4-й квартал 2011 года. Выручка «ВымпелКома» в Казахстане в прошлом году составила $823 млн (рост 12%). Чистая операционная выручка компании в РК с октября по декабрь составила $213 млн.

Вместе с тем, в 2011 году наблюдалась тенденция к снижению маржинальности бизнеса. Валовая прибыль в выручке снизилась с 78,5% в четвертом квартале 2010 года до 69,4% в аналогичном периоде 2011 года. Уменьшился и показатель EBITDA с $95 млн до $93 млн. Доля EBITDA в выручке снизилась до 43,6%.

Вероятно, снижение показателей маржинальности связано с уровнем насыщения рынка, падением цен, а также с необходимостью, при этом, осуществлять новые инвестиции в инфраструктуру. В прошлом году началось развитие связи третьего поколения, кроме того, Beeline активно реализует свой проект проводного интернета. Инвестиции ТОО «КаР-Тел» в развитие инфраструктуры в 2011 году выросли на 37% и составили $264 млн. Соотношение капитальных затрат к выручке выросло с 26 до 32%.

Уровень проникновения сотовой связи в Казахстане уже достаточно высок (по итогам прошлого года номинально 151,1%, по данным Агентства РК по статистике). Это ограничивает возможность дальнейшего роста абонентской базы, что было главным драйвером роста прибыли операторов последние годы. Мобильный интернет, на который операторы делают ставку в плане дальнейшего роста доходов, требует больше инвестиций в развитие сети, но имеет меньшую прибыльность, что, по всей видимости, будет и дальше снижать показатели маржинальности операторов. В развитых странах передача данных занимает до 80% сети операторов, но дает только 10-20% доходов.

Показатели ARPU (средний счет на одного абонента мобильной связи за месяц) в 2011 году были ниже, чем в 2010. В четвертом квартале прошлого года показатель достиг $7,8. В аналогичном периоде годом ранее он составлял $9,2. Для сравнения: в 2006 году ARPU в среднем по году был на уровне $12,6. Одной из причин такого падения является тенденция к снижению цен на мобильную связь в Казахстане. В данном случае снижение доходности произошло, несмотря на уверенный рост показателя MOU (количество использованных минут на одного абонента в месяц). В четвертом квартале прошлого года абоненты оператора говорили по мобильному телефону в среднем 165 минут в месяц (в 4 квартале 2010 – 124 минуты). В 2006-ом в среднем за год – MOU был только 70,4 минуты.

Несмотря на высокие показатели насыщения рынка, абонентская база все же продолжает расти. Рост числа абонентских договоров оператора с начала 2011 года составил более 1,5 млн (+22%). Количество абонентов мобильной связи Beeline в Казахстане по итогам года перешло восьмимиллионный рубеж, составив 8 млн 409 тыс. человек.

Генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Сергей Миронов считает, что в условиях обострившейся конкуренции 2011 год стал успешным для компании. «На всей территории страны были развернуты сети третьего поколения, а направление проводного доступа в интернет вошло в стадию активного развития, – говорит глава компании. – В этом году мы будем придерживаться выбранного курса расширения зон покрытия 3G и технологии FTTB, улучшения качества и сервиса предоставляемых нами услуг. А также, являясь универсальным оператором связи, будем активно развивать комплексные решения для бизнеса в Казахстане».

В 2011 году Beeline активизировал работу в области проводного интернета – это сегмент телекоммуникационного рынка, которым мобильные операторы раньше не занимались. «КаР-Тел» ведет работу в этом направлении уже несколько лет, прокладывая оптоволоконные линии связи и вступая тем самым в конкурентную борьбу с проводными операторами, доминирующим из которых является «Казахтелеком», также сейчас прокладывают оптику и расширяют сеть – «Транстелеком» и KazTransCom. Правда, «КаР-Тел» пока в первую очередь интересует быстрорастущий сегмент проводного доступа в интернет. В компании сообщают, что осенью была значительно увеличена зона покрытия в регионах страны. В четвертом квартале 2011 года покрытие сети «Интернет дома» (FTTB) увеличилось до 20 населенных пунктов во всех областях Казахстана.

В 2011 году «КаР-Тел» завершил строительство ВОЛС по нескольким маршрутам – общей протяженностью 1 579 км. Построены и введены в эксплуатацию ВОЛС «Астана –Караганда – Петропавловск» и «Шымкент – граница Узбекистана». Общая протяженность завершенных строительством волоконно-оптических линий связи составила 6 287 км – это уже конкурентоспособная национальная сеть. Одним из важных аспектов строительства проводной сети является наличие международных стыков, по которым осуществляется передача данных из других стран. Основные магистральные линии «КаР-Тел» связаны с Россией, где компания сотрудничает с местным Golden Telecom, который также входит в группу «ВымпелКом» – наличие такого партнера в РФ дает компании относительное конкурентное преимущество на казахстанском рынке.

Виктор Грибан, генеральный директор 2DAY Telecom (компания также входит в группу «ВымпелКом» и занимается в Казахстане развитием проводного интернета от Beeline), оценивает количество многоэтажек, компактно расположенных в городской местности в Казахстане, на уровне 22-23 тысяч. Технология, которую использует «КаР-Тел», лучше всего подходит именно для этого сегмента рынка и в плане конкурентоспособности мало привлекательна для использования в частном секторе или в сельской местности. Сейчас компания подключила около 17 тысяч указанных домов, то есть порядка 80%. Около 10% указанных CAPEX «КаР-Тел» пришлись на инвестиции 2DAY Telecom.

Компания сделала при этом достаточно привлекательное предложение как по ценам, так и по скоростям, что позволит ей стать полноценным игроком рынка проводного ШПД. Пока это направление только развивается и рано анализировать финансовую составляющую проекта. Выручка от услуг проводного широкополосного доступа в интернет в прошлом году составила около $5 млн, ARPU на конец года – $16,9.

Главный тренд на данный момент – рост абонентской базы. За год активная абонентская база услуги «Интернет дома» выросла в 5 раз (501%), правда, она росла с низких значений. По итогам года проводным интернетом Beeline пользовались порядка 60 тыс. абонентов (в четвертом квартале рост составил 75%). На сегодняшний день абонентов уже порядка 100 тысяч. Этот рост был достигнут всего за два года. В начале 2010 года услугой пользовались только порядка 3 тыс. абонентов. Сейчас «КаР-Тел», по собственным оценкам компании, занимает 10% рынка подключений домашнего интернета. Общее количество по стране в компании оценивают в 1 млн подключений. В целом в компании видят большие перспективы этого направления и строят оптимистичные планы по росту абонентской базы фиксированного ШПД. Вместе с тем, здесь готовят и новые проекты в области проводной связи.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤