Вальдемар Павляк: «Жизнь в Европе интересна, но не легка»

Торгово-экономические отношения Польши и Казахстана очень перспективны как для одной, так и для другой страны. Польша – одна и...

Торгово-экономические отношения Польши и Казахстана очень перспективны как для одной, так и для другой страны. Польша – одна из стран играющая немаловажную роль для Казахстана в области внешних торгово-экономических отношений с Восточной Европой.

Как известно, Республика Польша (РП) занимает лидирующее место по объему товарооборота с РК среди стран Центральной и Восточной Европы, 7 место среди 27 стран Европейского союза и 15 место среди стран мира – торговых партнеров Казахстана. Удельный вес Польши в общем объеме товарооборота РК по итогам 10 месяцев 2011 года составил 1,9%.

Как показывает анализ торгово-экономического сотрудничества, товарооборот за последние 10 лет между двумя странами имеет тенденцию роста, он увеличился в 12 раз. Несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, многогранное экономическое сотрудничество между Казахстаном и Польшей на протяжении последней декады лет развивается достаточно динамично. Подтверждением тому является возрастающий, начиная с 2009 года миллиардный товарооборот. Двусторонний товарооборот по итогам 10 месяцев 2011 года составил $1,5 млрд, при этом, экспорт РК – $1,2 млрд, импорт РП – $0,3 млрд.

В области привлечения прямых польских инвестиций (ППИ) с момента установления дипломатических отношений между РК и РП первые десять лет ушли на изучение инвестиционного климата и формирование инвесторского доверия к казахстанскому рынку. И только с 2001 года в казахстанскую экономику стали поступать первые прямые иностранные инвестиции из Польши.

На сегодняшний день, согласно официальным казахстанским статданным, объем привлеченных прямых иностранных инвестиций из Польши в Казахстан за период 2001-2010 годов составляет $95,1 млн. В свою очередь в 2010 году данный показатель составил $9,2 млн. При этом, согласно принятой методологии, казахстанская статистика регистрирует объем ПИИ, превышающий $1 млн, поэтому ПИИ и портфельные инвестиции меньше этого показателя не фиксируются в полной мере. Учитывая этот фактор, по мнению экспертов, реальный объем привлеченных ПИИ из РП составляет свыше $155 млн.

Помимо дальнейшего перспективного сотрудничества Польши и Казахстана, РП еще интересна тем, что в период кризиса экономика этой страны продолжала развиваться. Поделиться секретами экономических успехов с казахстанцами мы попросили Вальдемара Павляка, заместителя председателя совета министров Республики Польша, министра экономики.

– Г-н Павляк, экономика Польши в период кризиса, в отличие от многих европейских стран, не перестала расти. Как удалось достичь таких успехов?

– Польша за последние годы достигла успехов, потому что у нас диверсифицированная экономика. В нашей стране довольно крупный внутренний рынок, кроме того, очень динамичное общество и наши предприниматели ведут себя активно. Кроме того, довольно сложная история научила наших людей справляться с различными ситуациями, и это умение воплотилось в возможность людей справляться со сложностями в кризисные моменты.

Говоря о макроэкономических факторах, нельзя не заметить, что после кризиса пошел процесс обесценивания польского злотого по отношению к евро и доллару, это помогло польскому экспорту. Польские товары стали более привлекательны для иностранных покупателей.

Но вследствие этого возникают и определенные неудобства, связанные с расходами на покупку топлива. Стоимость нефти и газа в связи со снижением курса злотого повысилась. В 2008 году был наиболее высокий уровень цен на нефть, баррель нефти на тот момент стоил $140, курс составлял 2 злотого за $1, что означает: баррель нефти стоил 280 злотых. В настоящее время баррель нефти на лондонском рынке стоит $120, а валютный курс составляет 3,40 злотого за доллар. Получается, что нефть сегодня стоит 384 польских злотых за баррель. Я не знаю, какие у вас цены на нефть, но подозреваю, что цены на бензин тоже высокие.

– Каков объем ВВП Польши без учета инвертирований из ЕС? Какой дефицит бюджета у Польши и как он менялся за последние годы? Помогали ли Вам другие страны Европы во время кризиса?

– Европейский фонд поддерживает наше развитие. Однако ключевым моментом здесь является то, что сразу после нашего входа в ЕС резко поднялся уровень нашей торговли со странами союза. Начиная с 2004 года превышение баланса в нашу пользу в торговле с ЕС составляет около 50 млрд евро. Этот показатель превышает ту сумму, которую мы получили из европейских фондов за этот же период.

В нашем сотрудничестве с Европой на первое место я бы поставил доступ к европейским рынкам и уже на втором месте поступления из еврофондов. Благодаря этому мы можем говорить, что товары эмигрируют за рубеж, а рабочие места остаются в Польше.

Дефицит бюджета Польши в 2010 году составил 81,4%, но в период кризиса мы вели активную политику, из-за чего произошло повышение дефицита. В прошлом году мы уже добились сокращения дефицита до 53,6%. Уровень внешней задолженности Польши менее 55% по отношению к ВВП. Говоря о макроэкономических элементах, следует признать, что Польша имеет хорошие показатели.

– В РК есть ряд стратегических программ на среднесрочный период. Есть ли в Польше подобные программы? И каким отраслям отдается предпочтение?

– В настоящее время в ЕС такой стратегический горизонт связан со стратегией «ЕС-2020 год», это стратегия на 10 лет вперед. На уровне самой Польши есть долгосрочный стратегический план до 2030 года, а по некоторым вопросам – до 2050 года.

В состав этого долгосрочного плана входит девять стратегий по разным сферам. Среди этих стратегий есть и те, которые касаются энергии или же конкурентоспособности. В рамках данных стратегий разработаны исполнительные программы. Например, в рамках одной из таких программ есть план по энергетической эффективности до 2030 года. В настоящее время особо значимым является то, чтобы не представлять какие-либо конкретные решения, а скорее определять вектор направления.

Говоря об энергетике и защите климата, следует отметить, что некоторое время в Европе была мода на политику в сфере защиты климата. Одним из значимых элементов были взносы за выбросы в период 2006-2007 годов. Тогда стоимость нефти была на уровне $30-40 за баррель. Сейчас себестоимость свыше $100, а издержки, связанные с выбросами, увеличились вдвое.

Так как платежи за выбросы и без того слишком высоки, необходимо переместить акцент на повышение эффективности использования энергии. Это не столь уж и легко, ведь в Европе до сих пор есть фанатики, которые, несмотря на высокие цены на энергоносители, стремятся установить, помимо всего прочего, и высокие платежи за выбросы. Таким образом, стратегии, скорее всего, должны придавать направления, а не иметь детальный характер.

– Каких конкретных результатов в энергетической политике Вам удалось достичь?

– В настоящее время есть более десятков проектов по модернизации, которые связаны с повышением производительности наших электростанций. Крупным проектом также является развитие газохранилища, которое уже сейчас обеспечивает стабильность газовой системы. В планах еще есть развитие газового терминала для сжиженного природного газа, который будет отдан в эксплуатацию в 2014 году. В 2008 году была начата программа по развитию атомной энергетики, она основывается на работе двух атомных электростанций. Говоря о Польше, необходимо отметить, что в нашей стране уголь является главным источником энергии. В первичном энергетическом миксе уголь составляет 60%, около 20% – нефть, которую мы импортируем в страну по трубопроводу «Дружба». 12% в этом первичном энергобалансе занимает газ, причем 1/3 это газ, который добывается в Польше, и 2/3 мы покупаем с востока, 8% – это возобновляемые и другие источники энергии. Замечу, что уголь для нас является ключевым сырьем.

– Уголь – основа энергетики и Казахстана. В связи с этим наша страна является лидером по выбросу углекислого газа в атмосферу. А как Польше удается решать эту проблему?

– Мы повышаем энергоэффективность, что приводит к снижению расхода угля и соответственно и снижению выбросов в атмосферу. Здесь довольно легко можно продемонстрировать, что коэффициент полезного действия повышается с уровня 30% до 50%, а уровень выбросов снижается.

Говоря о ценах, отмечу, что электроэнергия, полученная из угля, все еще дешевле, чем энергия, получаемая на основании сжигания газа либо нефти. Повышение цен в нашей энергетике в последнее время было связано с ростом цен за выбросы. В то же время повышение стоимости нефти тоже повлияло на цены в энергетике.

Интересно, но те страны, которые осуществляют наступательную политику в области климатического пакета, ведут себя довольно-таки оборонительно в сфере повышения эффективного использования энергетики. Польша осуществляет более наступательную политику, говоря об энергосбережении. В отношении же европейской политики защиты окружающей среды Польша уже ведет более оборонительную игру. Жизнь в Европе интересна, но не легка.

– Как обстоят дела с развитием альтернативных видов энергетики?

– Это большой потенциал и этот сектор у нас в стране динамически развивается. В энергетическом балансе возобновляемые источники энергии составляют 8%. Однако в этой сфере у Польши есть большие возможности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤