Нефть подешевеет – экономика скиснет

Известный политолог о будущем после кризиса Скоро мы будем жить совсем в другом мире с другими ценами на нефть. Такую мысль...

Известный политолог о будущем после кризиса

Скоро мы будем жить совсем в другом мире с другими ценами на нефть. Такую мысль высказал казахстанский политический деятель Петр Своик, презентуя публичную лекцию на тему «Экономика Казахстана на фоне вызовов и рисков мирового кризиса» в клубе Института политических решений. «Мы сейчас держимся только за счет биржи – громадного пузыря. Так как финансовые инструменты лопаются, нефтяные фьючерсы сейчас являются якобы надежными инструментами. На самом-то деле производство нефти в Казахстане – это 30 долларов за баррель. И когда этот пузырь начнет сдуваться, нам будет кисло», – прогнозирует Петр Своик. Основным потребителем казахстанской нефти в будущем эксперт видит Китай, который «не будет покупать нефть по мировым биржевым ценам».

Выделяя главные проблемы казахстанской экономики, г-н Своик отметил, что в Казахстане производится в основном то, что здесь не потребляется, и потребляется, в основном то, что здесь не производится. Эксперт привел данные, что в структуре ВВП экспорт составляет больше половины ($93,3 из $160 млрд за 2011 год), а с учетом обслуживающей инфраструктуры вывоз сырья формирует не менее трех четвертей всего национального продукта. «Вывозная» часть экономики использует не более 300 тыс. рабочих мест, и даже с учетом всего госаппарата и нацкомпаний – не более миллиона. То есть к созданию 3/4 ВВП причастны лишь 15% трудоспособного населения», – поясняет Петр Своик. При этом он обращает внимание, что в три раза больше трудоспособных (около 2,7 млн) числятся в «самозанятых».

В структуре ВВП по потреблению импорт доминирует перед любым внутренним производством, – до трети и более ($52,6 млрд за 2011 год). «В потребительском смысле Казахстан есть конечная провинция для сбыта продукции китайских, корейских, европейских, российских и других производителей. При этом иностранные производители объективно не заинтересованы в развитии своих производств в Казахстане – ввиду незначительности местного рынка, громадных расстояний и сурового климата», – считает Петр Своик.

Эксперт полагает, что экспорто- и импортоориентированные блоки суммарно блокируют национальное индустриально-инновационное развитие, что в результате закрепляет внешнюю товарную зависимость и сырьевую специализацию. «Несмотря на уже вторую (с 2004 года) программу ФИИР, реальные усилия правительства и существенные вложения, ни одного действительно индустриально-инновационного производства так и не создано. Наоборот, фактическая структура казахстанской экономики только ухудшилась. Конкретный пример: неисполнимость многолетних планов модернизации НПЗ – в либеральной коммерческой парадигме это просто невыгодно», – отмечает политолог.

Предполагая основные угрозы казахстанской экономике в случае наступления кризиса, г-н Своик обращает внимание на то, что отсутствие национальной инвестиционной и кредитной базы дополняет вывоз сырья вывозом и финансовых ресурсов, закрепляет доминирование иностранных собственников и «инвесторов» и наращивает внешнюю долговую зависимость. «Накопление иностранных долговых обязательств в ЗВР и Нацфонде эквивалентно поставкам сырья в долг. В кризисы же эти долги не столько возвращаются, сколько обесцениваются. Вывоз доходов на иностранные инвестиции последние семь лет также стабильно превышает объем инвестиций новых, (даже с учетом массированных вложений в Карашаган)», – считает Петр Своик. Свои доводы эксперт подкрепляет данными, согласно которым в 2011 году вывоз доходов от прямых инвестиций составил $24,1 млрд, сами же прямые инвестиции – $8,8 млрд, из них зарубежные – только $4,4 млрд.

По мнению специалиста, комфортно-«многовекторное» положение Казахстана в нынешней глобализации заканчивается. «В предстоящие годы экономическая и политическая система страны будет неизбежно переформатироваться», – прогнозирует г-н Своик.

Процесс глобализации, как полагает эксперт, изменит и карту страновых блоков во всем мире. Политолог допускает, что Европа от процесса расширения перейдет к процессу концентарции. Франция и Германия образуют общий союз, в который войдут Голландия и Бельгия. Собственную периферию составит католическая Европа – Испания, Италия, Португалия, отделятся страны Восточной Европы. Пространство бывшего СССР ждет высокая степень суверенитезации, хотя экономика и общие интересы будут формировать общее пространство. Неясной в этом отношении эксперт называет судьбу Узбекситана, Туркменистана и Таджикистана.

Перт Своик также отметил наметившийся процесс децентрализации власти в России, при этом евразийская интеграция, по мнению эксперта, это не воля руководства стран, а исторический тренд. Формирование союзной евразийской государственности есть объективная тенденция переформатирования однополярной глобализации в посткризисную многополярную.

При этом вступление Казахстана в ВТО, по его мнению, ничего не изменит, потому что наш экспорт и без того нетаможенный, и никаких демпинговых процедур по нашему товару нет. «Импорт в Казахстане и без того имеет очень низкие таможенные барьеры, вот россияне его подняли, но так как они в ВТО, то вступление в ВТО и в этом смысле ничего не поменяет. А что касается ограничений по инвестициям в то же сельское хозяйство, то мы до них недотягиваем, что в ВТО, что не в ВТО», – считает г-н Своик.

Эксперт считает необходимым в условиях меняющейся экономической ситуации не отказ от экспорта природных ресурсов, но переориентацию его потенциала, включая и валютную выручку, на цели внутреннего экономического и социального развития. «Опережающе нужна не национализация ресурсно-сырьевого экспорта, а национальный контроль над ним: переход на целевое рентное налогообложение, публичная прозрачность балансов сырьедобывающих компаний и состава их собственников, оформление экспортных поставок через национальную биржу с расчетами внутри страны», – говорит он.

Фискальную и бюджетную политику политогог предлагает привести в соответствие с внешнеторговыми реалиями: налоги с экспортеров собирать в параллельный валютный бюджет, формируемый и расходуемый аналогично тенговому, и туда же перевести средства ЗВР и Нацфонда. «Обязанность поддерживать фиксированный курс, балансирование экспортно-импортных потоков, а также общий платежный баланс страны необходимо возложить на правительство, – в том числе за счет использования валютного и тенгового бюджетов», – считает г-н Своик.

При этом эксперт полагает, что Нацбанку стоит уйти с валютного рынка и заняться прямым своим делом – обеспечением национального кредитного процесса по ставкам не выше 4-6%. Коммерческий банковский сектор специалист предлагает дополнить опорной государственной банковской системой, ориентированной не на коммерческую прибыль. И в таком случае по экономически и социально важным проектам можно будет применять бюджетное кредитование-софинасирование с отрицательными процентными ставками (дисконтами).

С помощью этих и других мер можно будет создать и воплотить в жизнь общенациональную идею, которая по предложению политолога должна заключаться в совместном обустройстве общей земли, общего государства и общей достойной жизни в нем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤