На испытательный срок

Казахстан не смог доказать свое соответствие критериям ИПДО и пока не получил статус страны-последователя. Такое решение приня...

Казахстан не смог доказать свое соответствие критериям ИПДО и пока не получил статус страны-последователя. Такое решение принято Международным правлением ИПДО, сообщил «Капитал.kz» Юрий Криводанов, директор ОО «Благо». Нам дано 18 месяцев испытательного срока на исправление недостатков.

Участие в ИПДО способствует формированию более прозрачного, подотчетного и ответственного управления в экономике в целом, а следовательно – реализации стратегических целей, которые стоят перед республикой.

Напомним, что Казахстан стал участником ИПДО в 2005 году. Для реализации инициативы был создан Национальный совет заинтересованных сторон, членами которого стали представители правительства, ряда добывающих компаний и гражданского общества. В декабре 2010 года по итогам валидации (регулярной независимой оценки, проводимой с целью подтверждения соответствия стандартам) Международное правление ИПДО дало положительную оценку достижениям Казахстана, вместе с тем одновременно указав Национальному совету заинтересованных сторон на ряд пробелов, которые необходимо устранить. Международное правление направило членам Национального совета заинтересованных сторон в Казахстане свои рекомендации, призванные помочь в планировании соответствующих мероприятий. Члены Национального совета подготовили полный ответ на все вопросы Международного правления и постарались учесть все замечания и рекомендации.

«Конкретные причины этого решения Международного правления ИПДО пока неизвестны, – ждем официального письма, в котором они должны быть изложены вместе с рекомендациями по их устранению», – говорит г-н Криводанов. Но, в целом, по его мнению, причина в том, что правительство рассчитывало, что ИПДО окажется такой же необременительной формальностью, как подавляющее большинство международных механизмов, – ООН, ОБСЕ и т.д. «Необременительной в том смысле, что можно сильно не напрягаться и ничего принципиально не менять. На самом же деле серьезных намерений сделать прозрачной деятельность добывающих отраслей в Казахстане не было. Поэтому данное решение больше отражает не уровень непрозрачности в Казахстане, а принципиальность Международного правления ИПДО – они показали, что для них необходимы реальные и системные качества, характеризующие уровень прозрачности, а не ее видимость», – говорит эксперт.

Г-н Криводанов выделяет несколько проблем, на которые, возможно, укажет Международное правление. Так, в 5-ти национальных отчетах все данные приводились в агрегированном виде, что исключало возможность выявления истинных причин обнаруженных расхождений между данными правительства и добывающих компаний, при этом в 2-х из них (за 2007 и 2008 годы) выявленные расхождения вообще не были отражены.

Кроме этого, данные компаний не подтверждались заключением аудитора. Правительство заверяет, что большинство компаний проходят аудит, а остальные такие маленькие, что аудит им не по силам... На самом деле есть требование законодательства (пункт 5 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности») – все добывающие компании должны проходить аудит. Даже самая маленькая из таких компаний имеет годовой оборот в сотни миллионов тенге, поэтому расходы на аудит им вполне по силам.

Согласно требованиям ИПДО, аудитором должны быть заверены не только финансовая отчетность компании в целом, но и именно сведения, предоставляемые в отчетности по ИПДО. «У нас отсутствие аудирования отчетов некоторых компаний объясняют тем, что, якобы, нацотчет составляется в августе, а требования к проведению аудита содержат крайний срок – конец августа. На самом деле, все отчеты составляются в период, примерно, с июля по ноябрь, то есть это – не аргумент, а еще одна уловка», – говорит эксперт. Данные правительства не подтверждены аудиторским отчетом. К этой теме за 5 лет всерьез так и не подступались – одни отговорки про то, что в целом бюджетные поступления проверяются счетным комитетом, а значит, и данные в отчеты по ИПДО можно считать аудированными...

Помимо этих недостатков есть еще много других, хотя со времени присоединения Казахстана к ИПДО всеми сторонами была проделана колоссальная работа, и очень важно, чтобы процесс этот не остановился.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤