«Звездные баксы» на земле номадов

Так ли нужен нам Starbucks, как мы его ждем? Последние несколько недель Казнет будоражат слухи о том, что в Алматы будет отк...

Так ли нужен нам Starbucks, как мы его ждем?

Последние несколько недель Казнет будоражат слухи о том, что в Алматы будет открыто заведение знаменитого кофейного бренда Starbucks. А между тем, так ли он нам нужен, как мы его ждем?

Кофейная революция

Безусловно, Starbucks – это целая эпоха и тренд в современном ресторанном бизнесе. По сути, именно с этих американских кофеен и пошла мода на места, где можно не только и не столько что-нибудь выпить и перекусить, сколько провести время. Точнее, это такой «одемократизированный» вариант европейского кафе, где клиенту предоставляется широкий выбор не только самого кофейного напитка, но и его объем.

Традиционно интерьер кофеен Starbucks предоставляет посетителям выбор – сидеть на диване, кресле или за столиками. В атмосфере острого дефицита общения, которая характерна для современного общества, американские бизнесмены предложили место, где человек не чувствует себя одиноким. Ведь в кофейнях, подобных Starbucks, всегда полно посетителей разного возраста и социального положения. Социологи назвали этот эффект «третье место» – место, куда люди могут прийти, чтобы побыть за пределами дома («первое место») или работы («второе место»). Как пишут специалисты сайта нестандартного маркетинга «Фиолетовая корова», Starbucks пришел с идеей третьего направления, здесь можно отдохнуть, зарядиться энергией; это оазис, а не просто кофейня. В нем безопасно – это не бар, и тут нет пьяных. Для середины 80-х годов прошлого века в США это была настоящая инновация, которая наряду с удачной бизнес-моделью и позволила компании развиваться столь быстро.

Со временем идею такого «третьего места» взяли на вооружение многие предприниматели, которые копировали модель Starbucks по всему миру.

Пожалуй, одним из самых показательных фактов относительно «статусности» и притягательности бренда Starbucks является то, что на многих рынках компания долгое время платила за аренду всего $1 в год.

Лакомый кусочек

Франшиза Starbucks, без сомнений, является одной из самых ожидаемых на нашем рынке. Заполучить ее хотели бы многие казахстанские бизнесмены. Так, еще в 2005 году группа частных казахстанских инвесторов обращалась с запросом о покупке франшизы в головной офис Starbucks. Ответ был исчерпывающим: «Мы не заинтересованы в регионе Казахстан».

Обладание франшизой Starbucks в РК приписывают как Алие Назарбаевой, так и Тимуру Кулибаеву. Но «Капитал.kz» не удалось получить этому подтверждение.

«Starbucks – это супербренд, который достиг такого уровня, что уже не нуждается в продаже франшиз. Продажа франшиз для компании – это определенный уровень ее становления, который такой гигант как Starbucks уже преодолел», – уточняет Алексей Матвеев, генеральный директор частного учреждения «Союз франчайзинга». Даже если американские кофейни и открываются где-то, только как в качестве совместного предприятия или через партнеров. «Из-за того, что у Starbucks очень жесткая практика продажи собственных франшиз, скорее всего, та точка, которая может открыться в Алматы, будет собственностью либо глобального Starbucks, либо их арабских франчайзи. К примеру, Pizza Hut в Казахстане как раз открыта через сирийских партнеров бренда», – считает эксперт.

Однозначно сказать о том, на каких условиях американский бренд будет представлен в РК, трудно, так как информацию из головного офиса Starbucks получить не удалось.

Стоит ли овчинка выделки?

Ажиотаж, поднятый казахстанцами относительно присутствия Starbucks в Алматы, можно, пожалуй, сравнить с эйфорией советского человека, который только что получил джинсы Levi’s. Мы ждем Starbucks не меньше, чем McDonalds. Но в свете этого шума встает закономерный вопрос – а насколько этот бренд вообще нам нужен, и что его присутствие даст в конечном счете.

Большинство современных кофеен обладает схожим ассортиментом, условиями пребывания и комфортом. Модных кофеен в Алматы немало и вопрос о том, куда пойти и где выпить кофе – в общем-то не стоит.

С другой стороны, выход Starbucks по официальной франшизе мог бы стать знаковым событием для иностранных инвесторов, которые присматриваются к Казахстану. Но стоит ли возмущаться странам постсоветского пространства, если только 9 февраля этого года Starbucks открыла свое первое заведение в Норвегии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤