О незрелом яблоке и плохом бензине

Только прозрачность рынка, его участников, равные возможности и современные мощности по производству бензина способны сделать...

Только прозрачность рынка, его участников, равные возможности и современные мощности по производству бензина способны сделать его качество предсказуемым.

Как недавно сообщила начальник управления мониторинга и анализа комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК Айгуль Касымова, пробы бензина марки АИ-92, взятые в ТОО «VR Мунай», показали, что вместо октанового числа 92 топливо соответствовало 82,4.

Напомним, в прошлом году управление наложило запрет на реализацию 367 партий нефтепродуктов без сертификатов соответствия, маркировки и не отвечающих требованиям техрегламентов на общую сумму свыше 427 млн тенге. В 2011 году было проведено 328 проверок предприятий, реализующих нефтепродукты, в 215 случаях были выявлены различные нарушения, в том числе – и по несоответствию октанового числа.

Между тем потребители страдают от плохого бензина, что явственно показали недавние холода. Из-за низкого октанового числа топлива оно плохо воспламенялось, и никакие фильтры не могли спасти форсунки или карбюратор от засорения. Если в ближайшие годы Казахстан не повысит качество производимого в стране бензина, то все проекты привлечения транснациональных транспортных компаний и попытки сделать республику международным хабом могут не осуществиться. Страну с плохим качеством бензина уважающие себя компании, как правило, объезжают стороной. Но не все так безрадостно.

Есть меры, которые позволят Казахстану улучшить ситуацию. Для чего, во-первых, необходимо разработать и запустить рыночные механизмы, отказаться от административных методов регулирования рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ), обеспечить его прозрачность и равные возможности для всех участников, во-вторых, решить проблему дефицита высокооктанового бензина в стране. В противном случае внутренний рынок будет постоянно лихорадить, а принимаемые в ответ на это меры административного характера по ограничению цен лишь усугубят ситуацию и дадут исключительно временный эффект.

Российский опыт неактуален

Время от времени мы берем на вооружение опыт, прошедший обкатку в России. Так, например, недавно вице-министр РФ Игорь Сечин поручил антимонопольному ведомству, Минэнерго и Минэкономразвития разработать механизм, ограничивающий рост стоимости бензина на оптовом рынке. Он предложил включать в договоры между нефтяными холдингами и независимыми продавцами бензина пункты о «предельном уровне надбавки к оптовой цене бензина».

Возможно, такой метод и мог бы оказаться полезным, однако это находится под большим вопросом. Хотя бы потому, что Казахстан некоторые меры административного характера активно применяет. В частности, на сегодняшний день правительство использует запрет на экспорт бензина и дизельного топлива и ограничение верхнего порога цены на бензин.

Напомним, с августа 2011 года в Казахстане установлены предельно-розничные цены для автозаправочных станций (АЗС) республики: АИ-92/93 – 106 тенге за литр, АИ-80 – 86 тенге за литр и дизтопливо – 90 тенге за литр.

Формально ограничение действует, однако его эффективность относительна. Если АЗС не могут повышать цены на топливо, то они снижают октановое число. О том, что такая практика имеет место, свидетельствуют итоги регулярных проверок АЗС со стороны контролирующих органов. Поэтому качество бензина падает, и прямая зависимость административных мер и снижения качества бензина очевидна.

А между тем рост цен на бензин продолжается и в России. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ за январь-декабрь 2011 года повысились на 13,8% в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. Понятно, что при такой динамике растут издержки оптовых и розничных продавцов.

С этим согласен и казахстанский эксперт Сергей Смирнов, считающий административные меры в большей степени популизмом, нежели продуманным элементом экономической политики.

О незрелом яблоке и некоторых возможностях

По мнению г-на Смирнова, в России и в Казахстане нет рынка ГСМ в его классическом понимании. «Есть некоторые элементы рынка и его внешние атрибуты», – заметил эксперт. Причем отсутствие рыночных механизмов регулирования очевидно. Цены на бензин на внутреннем рынке растут вне зависимости от конъюнктуры мировых цен на нефть. «Нефть в цене растет, цены на бензин в Казахстане тоже растут, нефть в цене падает, но рост цен на внутреннем рынке продолжается», – констатирует Сергей Смирнов.

Безусловно, непрозрачность рынка создает преференции для одних его участников и проблемы для других. «Рынок непрозрачен, поэтому сложно понять, кому какие активы принадлежат. Некоторые оптовые продавцы бензина могут спокойно отовариваться на любых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), другие вынуждены искать обходные пути. Отсюда и неравенство на рынке», – говорит г-н Смирнов.

Но даже в условиях незрелого рынка есть возможность влиять на ценообразование. Для чего необходимо решить главную проблему внутреннего рынка: дефицит высокооктанового бензина. А он довольно острый, и всегда был одним из главных стимуляторов бензиновой лихорадки.

Кстати, о высокой степени зависимости внутреннего рынка от импорта высокооктанового бензина свидетельствует следующий факт. В конце сентября 2011 года министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил журналистам о том, что Казахстан ввезет 50 тыс. тонн высокооктанового бензина из России для сдерживания инфляции в заданном коридоре. Эта зависимость рождает проблемы. Так, из-за недопоставок российской нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане возникла острая нехватка бензина. И такого рода случаев в 2011 году было множество.

Казахстану необходимо за счет собственных усилий решить проблему высокооктанового топлива. «Нужно ускорить модернизацию уже имеющихся нефтеперерабатывающих заводов (Шымкент, Атырау и Павлодар) или построить новый завод, который сможет обеспечить внутренний рынок высокооктановым бензином», – резюмирует Сергей Смирнов.

Если к тому времени запустить рыночные механизмы регулирования, отказаться от административных методов, создать условия для развития рынка, то качество топлива, несомненно, вырастет. В противном случае незрелый рынок будет очень схож с незрелым яблоком: сколько не жди, не упадет.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤