Было нескучно

По итогам 2011 года Tele2 в Казахстане удалось привлечь более миллиона новых абонентов 2011 год стал переломным для казахстан...

По итогам 2011 года Tele2 в Казахстане удалось привлечь более миллиона новых абонентов

2011 год стал переломным для казахстанского рынка сотовой связи – уровень конкуренции наконец-то вырос до стимулирующего. Операторы стали значительно снижать тарифы, а абоненты более активно пользоваться услугами мобильной связи. Хотя до сих пор, по статистике ComNews Research, среди стран СНГ по количеству выговариваемых абонентами минут в месяц (MoU) Казахстан занимает почетное предпоследнее место – то есть меньше нас разговаривают только в Азербайджане.

Согласно данным Агентства РК по статистике, озвученным в январе текущего года, проникновение сотовой связи в Казахстане по итогам 2011 года составляет 142%. «Если в 2000 году в РК на 100 человек 1 человек являлся абонентом сотовой связи, то в 2011 году уже более 142 человек на 100 лиц. То есть более половины населения в РК получают услуги сотовой связи не менее чем у 2 операторов одновременно», – отмечает Алихан Смаилов, председатель Агентства РК по статистике. Несмотря на относительно высокий уровень проникновения, по словам Андрея Смелкова, председателя правления «Tele2 Казахстан», этот показатель в нашей стране еще может расти в пределах 160-170%. В компании в целом оптимистично оценивают итоги ушедшего года и строят большие планы на будущее.

Так, по итогам 2011 года общая абонентская база «Tele2 Казахстан» составила 1,371 млн человек, оператору удалось привлечь более миллиона новых абонентов. Совокупная выручка составила $53 млн. При этом г-н Смелков подчеркивает, что рост абонентской базы коррелирует с выручкой, «значит, это не просто сим-карты, а абоненты, приносящие оператору деньги». В компании понимают, что зачастую сим-карта Tele2 у абонента является второй, и, соответственно ARPU также делится с другим оператором. Но, по словам главы «Tele2 Казахстан», здесь стремятся к тому, чтобы абонента полностью устраивали качество связи, тариф и обслуживание, тогда эта сим-карта может стать для него основной.

«Мы слышали много разговоров о том, что когда Tele2 придет, рынок уменьшится в размерах, операторы начнут зарабатывать меньше денег и не смогут окупать свои инвестиции, которые необходимы, чтобы покрывать сотовой связью весь Казахстан. Этого не произошло. Мы уже на деле доказали обратное – все три оператора выросли по выручке. Из-за снижения цен на услуги объем потребления растет, все операторы от этого выиграют, то есть выиграет потребитель», – отмечает г-н Смелков. По его словам, этот тренд продолжится и в 2012 году.

Тот путь, который сотовые операторы в Казахстане прошли за 10 лет, Tele2 планирует пройти за 2 года. Невозможно пройти его без сложностей, и в компании об этом не раз говорили, отмечая, что знают свои проблемы с качеством связи, с зоной покрытия и с необходимостью оптимизации сетей. При этом из 100 тыс. обращений в call-центр оператора всего лишь 1,3% – с претензиями по качеству связи.

Говоря об общем объеме капитальных затрат (CAPEX), Андрей Смелков отметил, что они составили $139 млн, меньше озвученных ранее $200 млн. Это связано с проблемами с подрядчиками, а также с тем, что некоторые акты выполненных работ закрыты уже этим годом.

Напомним, что с марта по декабрь прошлого года бренд Тele2 появился в 12 регионах Казахстана. Запуск в оставшихся 4 регионах запланирован на первую половину текущего года. Территория покрытия сети превысила 70% населения, увеличившись более чем в 2 раза, при этом число базовых станций выросло в 2,3 раза. Темпы строительства к концу прошлого года составили более 100 базовых станций в месяц.

В общем по размеру абонентской базы в группе Tele2 Казахстан занимает 4 место, принося 1% выручки.

В планах компании на текущий год – удержание лидерства в стоимости услуг (20-35%), запуск новых дополнительных услуг и расширение географии роуминга. Также стоит ожидать и выхода компании в сектор B2B. Оператор планирует увеличить покрытие до 80% населения, а число базовых станций в 1,5 раза к сегодняшнему уровню.

Кроме того, в компании отмечают, что будут продолжать работать над лояльностью абонентской базы, которая к концу текущего года, ориентировочно, должна составить 2,3-2,5 млн пользователей. В долгосрочной перспективе Tele2 планирует получить треть доли отечественного рынка сотовой связи по количеству абонентов. И, подводя итоги года ушедшего, здесь еще раз подчеркнули, что считают эту цифру справедливой и вполне достижимой.

Планируемый объем CAPEX в 2012 году составит $87-94 млн. В течение второго полугодия 2013 года компания планирует выйти на рентабельность по EBITDA. Пока же этот показатель отрицательный и составляет $62 млн.

Внимание также будет уделяться расширению сети продаж, в том числе строительству собственных монобрендов – их число будет увеличено в 2,6 раза.

Говоря в целом о трендах рынка, Андрей Смелков отметил, что продолжат свое развитие 3G-сети и сервисы, которые на них строятся, будет происходить дальнейшее снижение цен на услуги связи, а потребление услуг будет расти при росте выручки операторов. При этом сотовые операторы столкнутся с вызовом – пока data (передача данных) забирает больше емкости канала, чем приносит доходов. Доля голоса в выручке оператора будет снижаться. Если раньше это было около 90% в общей структуре доходов, то в скором времени она может понизиться до 70-80%, data же может составить до 20%. Он отметил, что на растущей абонентской базе рост выручки по data значительно выше скорости роста выручки от голоса. В Казахстане в сравнении с группой Tele2, по словам г-на Смелкова, «достаточно неплохой процент доли data в общей выручке, в этом мы приближаемся к лидерам».

Еще одним трендом станет борьба за каналы продаж. А больше всего на рынке будут говорить о трех вещах – mobile number portability, LTE и интерконнекте.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤