Демоны интеграции

Белорусы выигрывают по-крупному за счет Казахстана и России Единое экономическое пространство (ЕЭП) с Россией и Беларусью, в...

Белорусы выигрывают по-крупному за счет Казахстана и России

Единое экономическое пространство (ЕЭП) с Россией и Беларусью, вступившее в силу с января 2012 года, постепенно входит в нашу жизнь. Безусловно, эффект от этой интеграции мы сможем посчитать и ощутить только по прошествии какого-то времени, однако некоторые прогнозы эффективности этого трехстороннего союза эксперты все же делают.
 
Так, наибольший эффект от интеграции в рамках ЕЭП получит Беларусь. К такому выводу пришли специалисты Евразийского банка развития (ЕАБР) в рамках «Комплексной оценки макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС».

Создание ЕЭП оказывает положительное воздействие на развитие образовавших его стран. «Наибольшие эффекты, в силу сложившейся экономической структуры, направлений внешнеторговых связей и масштабов экономики, наблюдаются в Беларуси», – уточняет Владимир Ясинский, управляющий директор по аналитической работе ЕАБР.

К 2030 году экспорт в страны ЕЭП составит до 35% от суммарного объема ВВП Беларуси. А превышение ВВП в этом варианте над вариантом отсутствия интеграции к 2030 году составит до 15% по сравнению с базовым сценарием. Результаты расчетов показывают, что успешность интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет критически важна для развития белорусской экономики в долгосрочной перспективе, а в структуре производства увеличится доля машиностроительных видов деятельности и пищевой промышленности.

В то же время аналитики ЕАБР пришли к выводу, что к 2030 году интеграция в рамках ЕЭП принесет Казахстану $13 млрд прибыли к ВВП. В 2030 году превышение ВВП над базовым вариантом составит для России $75 млрд (в ценах 2010 года), для Казахстана – $13 млрд, для Беларуси – $14 млрд. За период c 2011 по 2030 годы суммарный эффект от развития интеграционных связей может быть оценен в $632 млрд (в ценах 2010 года) для России, $106.6 млрд – для Казахстана и $170 млрд – для Беларуси.

Более того, эксперты полагают, что экономика Казахстана в значительной степени остается зависимой от динамики добычи углеводородного сырья. Во многом такая ситуация связана с тем, что в Казахстане сохраняется относительно высокий потенциал наращивания добычи нефти и газа, а экспорт в страны ЕЭП хотя и увеличивается, но остается на относительно низком уровне по отношению к ВВП. В то же время интеграционные процессы за счет сближения технологического уровня производства, процессов снижения его энергоемкости и материалоемкости позволяют получить дополнительный объем ВВП, который к концу прогнозного периода достигнет 4% от величины ВВП в базовом сценарии.

«Ожидается, что в структуре экономики Казахстана будет наблюдаться постепенное уменьшение доли добывающих секторов и металлургии. При этом опережающие темпы роста в секторе услуг, машиностроении, транспорте и связи обеспечат рост их доли в объемах валового выпуска», – говорится в исследовании.

Однако, как полагают эксперты, в силу несопоставимых с другими странами ЕЭП масштабов экономики, результаты процессов интеграции на постсоветском пространстве не будут оказывать определяющего воздействия на динамику ВВП России. Кроме того, дополнительное негативное воздействие на торгово-экономические отношения внутри ЕЭП (и прежде всего в торговле между Россией и Беларусью) окажет постепенная девальвация курса белорусского рубля на фоне роста цен на энергоносители.

Давая подобные радужные оценки будущего союза, эксперты все же делают некоторые оговорки.

Во-первых, по оценке Марата Узякова, заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, принимавшего участие в вышеуказанном исследовании, «интеграция – это, по сути, снятие барьеров, а снятие ограничений в общем и целом чаще всего приносит положительные результаты, что нельзя сказать об отдельных случаях. Для успешной интеграции крайне важно, чтобы все страны союза находились на схожем уровне развития», – заключил он.

Во-вторых, Валерий Геец, академик Национальной академии наук Украины, также принимавший участие в исследовании, считает, что «всякое объединение – это не демон, который автоматически приводит нас к успеху, он только создает возможности для этого. Для реализации всех прогнозов, к которым мы пришли в рамках нашего исследования, необходима реальная наполняемость взаимодействий стран. В противном случае существует вероятность отрицательного эффекта интеграции», – считает академик.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤