Восток – дело тонкое, или «узбекский подход» в ведении бизнеса

Бизнес в Узбекистане: рейтинги и реальность Открыть свое дело в Узбекистане можно за две недели. Это на пять дней быстрее, ч...

Бизнес в Узбекистане: рейтинги и реальность

Открыть свое дело в Узбекистане можно за две недели. Это на пять дней быстрее, чем в Казахстане и почти вдвое быстрее, чем в России. Тем не менее, по оценке Всемирного банка (индекс легкости ведения бизнеса), Узбекистан занимает 166 место из 183 стран. Для сравнения: Россия – 120 место, Казахстан – 47 место. По отзывам граждан Узбекистана, вести бизнес в стране легче с… казахстанским паспортом – оттого многие стремятся получить гражданство Казахстана, чтобы спокойно работать в Узбекистане. Большие преференции получают и совместные предприятия. Более подробно рассмотреть ситуацию мы попросили экспертов.

Устойчивость компании в условиях экономики Узбекистана могут обеспечить два подхода к ведению бизнеса, рассказывает Шукурбек Мирзаджанов, бизнес-консультант и директор Центра инновационных идей Академии наук Узбекистана.

- Первый подход я называю «диверсификацией бизнеса по всей линии технологической цепочки производства продукта». Что это значит? К примеру, вы производитель кефира. Вам для производства нужны молоко, кисломолочные бактерии (закваски) и прочее. Обычно все это закупается у поставщиков. Но анализ опыта успешных отечественных компаний показал, что в нынешних условиях только автономия обеспечивает стабильные условия для производства. То есть при организации бизнеса необходимо учитывать возможность освоения непрофильных смежных направлений. В нашем примере, по хорошему, вам придется организовывать молочную ферму, рассматривать вопросы фуража и так далее.

Трудный для реального воплощения подход. Но в среднесрочной перспективе дает хорошие результаты. Большего успеха и стабильности на рынке Узбекистана добиваются компании, которые принято называть «группа компаний холдингового типа».

Второй подход – «монополия на отдельном рыночном отрезке». Это бизнес, сконцентрированный на очень малом, но самом ключевом участке рынка. К примеру, в последнее время в Узбекистане наблюдается повышенная активность на рынке производителей соков. Новые бренды, мощная реклама, серьезная конкуренция. Кто в обязательном выигрыше? С первого раза догадаться трудно. Это компания «Тетра-Пак», производитель картонной упаковки для соков. Ей не нужны особая реклама и прочий пафос. Но фактически монополизировав самый ключевой отсек, она спокойно, без суеты имеет «свои центы» с продажи каждого продукта, собирая ежегодно около 8-9 млрд евро по всему миру.

В Узбекистане, по мнению Шукурбека Мирзаджанова, капитал можно довольно быстро «сколотить» и при торгово-посреднических услугах, и на биржевых сделках, на программных продуктах. Для долгосрочных вложений перспективны отдельные секторы сельского хозяйства, например, садоводство, декоративное растениеводство, говорит консультант.

- Инвестируют у нас, прежде всего, в природные ресурсы, агрокультуры и сельское хозяйство, – рассказывает управляющий директор инвестиционной компании CSV Capital Partners Эрл Йен. – Инвесторы Китая пришли к тому, что необходимо делать упор на потребительский сектор. Кроме этого, инвестиционный интерес вызывают финансовые услуги, страхование и банковский сектор Узбекистана.

Если говорить об объемах инвестиций, то исходя из ситуации в Узбекистане и тех проектов, которые мы рассматриваем на сегодняшний день, примерные объемы инвестиций составляют $1-8 млн. Если говорить о сроках окупаемости, то мы рассчитываем в среднем на 30% прироста в год. То есть инвестиции окупятся в среднем в течение 3-3,5 лет.

Эрл Йен привел сравнение: если зарубежный инвестор вкладывает по «классической» схеме в собственные регионы, он получает, как правило, всего лишь 5-10% годовых. В Узбекистане же ориентируются на среднюю доходность проектов в 20-30% годовых.

Несмотря на то, что Узбекистан живет в рыночных условиях, узбекский сум не стал конвертируемым. Пожалуй, это первая причина недовольства бизнес-климатом в стране. В стране одновременно существуют три курса нацвалюты, и курс черного рынка превышает официальный в несколько раз. Неразвитость банковской системы отпугивает немало инвесторов, которые хотели бы «играть» по-честному, без взяток за конвертацию. По сути, компании не могут перевести свои доходы из сумов в доллары или любую другую валюту без потерь и проволочек. Задержки с конвертацией валюты и ограничение доступа к иностранной валюте тормозят развитие международной торговли и приток иностранных инвестиций.

Юрист из Узбекистана, который согласился прокомментировать этот вопрос на условиях анонимности, видит в проблеме конвертации и плюсы, и минусы. Плюсы, считает он, в том, что таким образом государство законно не позволяет выводить деньги из страны. Условие для инвестора – зарабатывать в сумах и инвестировать внутри страны тоже в сумах, открывая новые производства и бизнесы. Минусы – в том, что в стране складывается черный валютный рынок со своими особыми курсами, и в том, что компаниям становится очень затруднительно покупать материалы и продукцию для своего производства за рубежом. Особенно это трудно понять иностранцам – как же такое возможно, чтобы компания не могла распоряжаться своими деньгами и переводить их в доллары, например.

Кроме того, из негативных факторов стоит упомянуть еще один: в 2010 году в Узбекистане был зафиксирован самый высокий средний уровень инфляции в Центральной Азии, несмотря на то, что доля импортируемого продовольствия в нем значительно ниже, чем в других странах региона.

Вместе с тем, перспективы 29-миллионного рынка страны огромны. Несмотря на негативные показатели вышеупомянутого рейтинга ведения бизнеса, из-за закрытости экономики ситуация в кризис в Узбекистане осталась стабильной. Власти сообщают о значительном росте экономики в 2009 и 2010 годах, превысившем 8%. Прошлый  год тоже был успешным для страны с точки зрения основных макроэкономических показателей – ВВП Узбекистана вырос на 8,2%.

Еще одним плюсом для бизнеса в Узбекистане можно считать преференции для совместных предприятий и льготное налогообложение, что делает бизнес очень привлекательным для партнеров из-за рубежа. Например, СЭЗ «Навои» предлагает субъектам освобождение от уплаты земельного налога, налога на имущество, прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий), обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Республиканский фонд школьного образования при объеме прямых инвестиций: от 3 до 10 млн евро – на 7 лет; от 10 до 30 млн евро – на 10 лет (со снижением в последующие 5 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%); свыше 30 млн евро – на 15 лет (со снижением в последующие 10 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%).

К предприятиям с иностранными инвестициями относятся предприятия, хотя бы одним из учредителей которых является иностранное юридическое (или физическое) лицо с уставным вкладом не менее 30% от уставного фонда (размер самого уставного фонда должен быть при этом не менее $150 тыс.).

Строить и развивать бизнес в Узбекистане – дело не из простых. Тем не менее, с каждым годом здесь увеличивается число СП и иностранных представительств. Зарубежные инвесторы, которые приходят в регион, изначально ориентированы на развивающиеся рынки. С одной стороны, они понимают, что это – риск. С другой стороны, при грамотном инвестировании, в Узбекистане можно получить высокий доход.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤