Рейтинги еврозоны снижены

…и, возможно, не в последний раз 13 января международное рейтинговое агентство Standard and Poor's завершило пересмотр сувер...

…и, возможно, не в последний раз

13 января международное рейтинговое агентство Standard and Poor's завершило пересмотр суверенных кредитных рейтингов 16 стран еврозоны, в результате чего девять рейтингов были понижены, а остальные семь – подтверждены. Таким образом, долгосрочные рейтинги Кипра, Италии, Португалии и Испании были понижены на две ступени, причем рейтинги Португалии и Кипра понижены до уровня – «ВВ», прогноз – «негативный», рейтинг Испании снижен до «А», прогноз – «негативный», рейтинг Италии – до «ВВВ+» также с «негативным» прогнозом. Долгосрочные рейтинги Австрии, Франции, Мальты, Словакии и Словении понижены на одну ступень, в результате чего рейтинг Франции на уровне «АА+» – с «негативным» прогнозом. Долгосрочные рейтинги Бельгии, Эстонии, Финляндии, Германии, Ирландии, Люксембурга и Нидерландов подтверждены на существующем уровне.

Как пояснили в Standard and Poor's, эти рейтинговые действия обусловлены, прежде всего, мнением экспертов агентства о недостаточности мер, принимаемых в последние недели европейскими политиками для решения системных проблем, возникающих в еврозоне. «К числу этих проблем мы относим: ухудшение условий кредитования, повышение премии за риск все большего числа эмитентов из еврозоны, одновременные попытки органов власти и домохозяйств сократить использование заемных средств, ухудшение перспектив экономического роста и продолжающийся открытый спор между европейскими политиками относительно мер по преодолению возникших трудностей», – поясняют аналитики Standard and Poor's.

Сохранение рейтинга Греции, пониженного в июле 2011 года до СС, объяснили риском надвигающегося дефолта. «Переговоры с держателями облигаций продлились дольше, чем ожидалось ранее, и уже можно предположить, что Греции все же придется производить крупное погашение облигаций (14,5 млрд евро), назначенное на 20 марта 2012 года, что повышает угрозу дефолта», – считают специалисты. При этом аналитики Standard and Poor's не изменили оценку по компоненту «политический риск» для Ирландии, поскольку посчитали, что меры, принимавшиеся правительством этой страны в ответ на значительное ухудшение ситуации с государственными финансами, а также недавний кризис в национальном финансовом секторе были проактивными и действенными.

Эксперты агентства не согласны с позицией стран ЕС, основанной на том, что текущие финансовые трудности возникли, прежде всего, в результате расточительной политики «периферийных» стран еврозоны. «Мы полагаем, что не менее важными источниками финансовых проблем Европы являются растущая несбалансированность внешних показателей и рост расхождений в уровнях конкурентоспособности между «основными» и «периферийными» странами еврозоны. При этом мы считаем, что реформы, основанные лишь на жесткой бюджетной экономии, могут не состояться, так как сокращение внутреннего спроса, вызванное озабоченностью потребителей по поводу сохранения работы и располагаемых доходов, может негативно повлиять на налоговые поступления той или иной страны», – поясняют в Standard and Poor's. Кроме того, понижение рейтингов некоторых стран объясняют не только оценкой политических мер, направленных на преодоление кризиса, но и внешними рисками. Специалисты полагают, что риск сохранения повышенной стоимости рефинансирования для некоторых стран увеличивается, существует угроза еще большего снижения доступности кредитов и замедления экономического роста, а также сохранения неблагоприятных условий привлечения финансирования.

При этом здесь обращают внимание на то, что даже с учетом произошедшего понижения рейтинги стран еврозоны остаются сравнительно высокими. «Только три страны (Португалия, Кипр и Греция) имеют рейтинги неинвестиционной категории. Для стран с рейтингами инвестиционной категории характерен традиционно очень низкий уровень дефолтов. Так, в период 1975-2010 гг. кумулятивный 15-летний уровень дефолтов для суверенных правительств, имеющих рейтинги инвестиционной категории, составлял 1,02%, причем для правительств, имеющих рейтинги «А» и выше, он был равен 0,00%», – поясняют эксперты Standard and Poor's.

Однако в агентстве не исключают дальнейшего понижения долгосрочных рейтингов. «Если финансово-экономический кризис окажется серьезнее, чем мы предполагаем в настоящее время, уровни стресса в европейской банковской системе могут вырасти, создавая дополнительную нагрузку на бюджеты стран еврозоны, связанную с различными программами по урегулированию долгов и рекапитализации банков. Кроме того, существует риск усиления так называемой усталости от реформ, способной в конечном итоге привести к снижению предсказуемости политического курса. А это, в свою очередь, может стать основанием для дальнейшего ухудшения нашей оценки политического риска и понижения рейтингов», – прогнозируют аналитики.

Оценивая результаты декабрьского саммита Европейского союза, эксперты Standard and Poor's выделяют основное достижение – приближение (к середине 2012 года) сроков запуска Европейского стабилизационного механизма (European Stability Mechanism – ESM), призванного стать преемником Европейского фонда финансовой стабильности (European Financial Stability Facility – EFSF). «С его появлением объем кредитов, которые могут быть выданы из официальных источников, может увеличиться с 440 млрд евро в настоящее время до 500 млрд евро. Мы ожидаем, что руководство еврозоны предоставит ESM статус привилегированного кредитора де-факто, обеспечив ему преимущественное право требования в случае дефолта той или иной страны еврозоны. С нашей точки зрения, перспектива субординации по отношению к более крупному кредитору, который должен играть ключевую роль в будущей реструктуризации долга, может способствовать повышению долгосрочной доходности по гособлигациям стран еврозоны, имеющих более низкие рейтинги, и вместе с тем может уменьшить их доступ к рынку в будущем», – отмечают специалисты.

Говоря о влиянии макроэкономических событий на программу реформ еврозоны, эксперты агентства предполагают, что отсутствие эффективного политического ответа вызовет повышение настороженности домохозяйств и инвесторов, что негативно повлияет на перспективы роста всех стран еврозоны. «Тем не менее, согласно нашему базовому сценарию, экономика еврозоны в 2012-2013 гг. немного вырастет – на 0,2 и 1% соответственно, хотя в первом полугодии 2012 года будет наблюдаться сравнительно мягкая рецессия. Вероятность того, что в 2012 году произойдет более глубокая и продолжительная рецессия, сопровождающаяся 1,5%-ным спадом экономической активности, оценивается нами в 40%. При этом мы не можем полностью исключить возможность еще более глубокой и затяжной рецессии», – прогнозируют эксперты Standard and Poor's.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤