«Казахтелеком» намерен изменить ландшафт рынка

Одной из главных тенденций в развитии телекома последних лет можно назвать миграцию операторов от предоставления традиционных...

Одной из главных тенденций в развитии телекома последних лет можно назвать миграцию операторов от предоставления традиционных голосовых услуг к передаче данных и облачным сервисам. О том, как внедряются новые инфокоммуникационные технологии в АО «Казахтелеком», об итогах года и планах на будущее в интервью «Капитал.kz» рассказал главный директор по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Марат Абдилдабеков.

- Какие тенденции в развитии телекоммуникационной отрасли в Казахстане, с Вашей точки зрения, были определяющими в уходящем году?

 - Во-первых, продолжился тренд уменьшения спроса на голосовые услуги. Естественно, наблюдался рост спроса на широкополосный доступ к сети интернет, и требования пользователей к этому доступу существенно выросли. Здесь свою роль сыграла и конкурентная среда.

В развитии широкополосного доступа (ШПД) в интернет «Казахтелеком» сделал ряд очень важных вещей. Мы значительно увеличили скорость доступа в интернет, сохранив стоимость самой популярной нашей услуги – «Megaline Hit». В результате на внешние ресурсы скорость составила 2 Мбит/с, на внутренние – 4 Мбит/с. Это в два раза выше прежних скоростей для Алматы и Астаны, и в четыре раза для областей.

Мы начали предоставлять новые сервисы – услуги с добавленной стоимостью и облачные сервисы. В уходящем году мы начали концентрировать наше внимание на этом направлении бизнеса.

- Буквально за два года «Казахтелекому» удалось существенно видоизменить бизнес и продемонстрировать хороший старт в совершенно новой для себя области – облачных технологиях. Каковы планы на будущее в этом направлении?

- В прошлом году мы четко зафиксировали для себя основные тренды. Мы заявили, что «Казахтелеком» будет предоставлять все услуги дата-центров, и это будут, в первую очередь, облачные сервисы, инфраструктура и платформа как сервисы, SAAS-software как сервис. Этими видами бизнеса компания будет активно заниматься.

За последнее время мы построили 12 дата-центров. В январе следующего года мы завершим строительство двух крупных дата-центров в Алматы и Астане. Таким образом, уже 14 дата-центров в «Казахтелекоме» с первого квартала следующего года будут предоставлять свои сервисы.

Мы планируем занять очень активную позицию в парке информационных технологий «Алатау IT-city». Мы знаем, что парк будет очень активно развиваться, а попечительский совет возглавляет Глава государства. «Казахтелеком» зарегистрировал там свою дочернюю организацию «KT Cloud Labs». Мы планируем построить на территории парка инновационный инфокоммуникационный центр – здание площадью 3000 кв. м, где будут располагаться дата-центр, инновационная платформа разработки и предоставления интернет-сервисов, а также платформы для разработки приложений и контента. Там же будут всевозможные лаборатории. Это будет некий островок телекома, но не традиционного, а инновационного, ориентированного на инфокоммуникационные технологии.

У «Казахтелекома» есть далеко идущие планы по облачным решениям, по развитию дата-центров. Во-первых, потому что это подстегивает рост внутреннего трафика. Во-вторых, если раньше доходы компании зависели от голосового трафика, то теперь они зависят от дата-трафика. Поэтому, любые шаги в данном направлении выгодны как для «Казахтелекома», так и для Казнета.

- Компания «Казахтелеком» подписала Меморандум о сотрудничестве в области облачных вычислений с Microsoft. Какие шаги в рамках этого сотрудничества уже сделаны?

- Многие компании мирового класса активно работают в облачном направлении. Они уже обозначили главный тренд – предоставлять возможность получать информационные и инфокоммуникационные технологии из дата-центров посредством сервисов. Все очень просто – клиент покупает услугу через интернет. Пользователю уже не нужно разворачивать у себя серверные площадки, покупать оборудование, содержать штат сотрудников, которые обеспечивали бы внедрение и сопровождение систем. Он имеет возможность получить услугу из облака – интернет-пространства.

 «Казахтелеком» подписал меморандум о сотрудничестве в области виртуальных облачных решений с Microsoft. Самое главное, что эти сервисы окажутся доступны для субъектов МСБ, для физических лиц – то есть для широкого пользователя. Поэтому в первом квартале 2012 года облачные вычисления от Microsoft, предоставляемые нашей компанией, появятся на рынке.

- В следующем году планируется завершить строительство дата-центра в Павлодаре. А планирует ли компания покрыть растушую потребность в строительстве дополнительных дата-центров в Алматы и Астане?

- Строительство дата-центров в Алматы и Астане находится в активной фазе завершения, в январе-феврале 2012 года мы эти объекты запустим. Они крайне необходимы компании. Сегодня у нас есть дата-центры площадью от 100 до 400 кв. м.

Все больше и больше дата-центров уходят в предоставление облачных сервисов. Мы инвестируем в наши дата-центры большие средства. Традиционные сервисы окупают их медленно. Только облачные сервисы обеспечат дополнительную прибавочную стоимость нашим стойко-местам.

Остановлюсь подробнее на Павлодаре. Все дата-центры, которые мы строили до этого момента, являются центрами класса Tier 2. В Павлодаре мы хотим построить центр класса Tier 3 общей площадью 1000 кв. м. Там будет осуществляться резервирование всех поддерживающих систем, включая энергетику, системы кондиционирования, пожаротушения. Из этого дата-центра мы будем предоставлять сервис высокого класса для компаний, входящих в фонд «Самрук-Казына».

Павлодар интересен тем, что там самая дешевая электроэнергия. На мощностях этого объекта мы сможем не только разместить ресурсы компаний фонда «Самрук-Казына», но и предоставлять сервисы для российских клиентов и партнеров.

- Ожидаете ли Вы конкуренцию со стороны российских телекоммуникационных операторов?

- Конкуренция будет всегда. Все будет зависеть от того, кто сможет предоставить сервисы, удовлетворяющие клиента. «Казахтелеком» предпочтительнее потому, что может удешевить свой сервис. Это достигается, во-первых, за счет дешевой энергетики, во-вторых, за счет прямого подключения к российской транспортной инфраструктуре. Приграничным территориям России, с которыми граничит Казахстан, мы можем предоставить эти услуги дешевле, чем они их получают из Москвы. Территориальная удаленность – также важный фактор. Если до нашего дата-центра у клиента будет расстояние 700 км, то до Москвы – 3000 км. Это одно из конкурентных преимуществ.

- Какие из услуг дата-центров пользуются среди пользователей наибольшим спросом? Меняются ли приоритеты с течением времени и ростом популярности этих услуг?

- Да, меняются. Клиент становится все более требовательным. Когда на рынке не было конкуренции – было достаточно появления одного сервиса. Сегодня клиент хочет постоянный доступ и отсутствие проблем. Кроме того, клиенты хотят управлять своими ресурсами: в любой момент увеличить оперативную память на своих серверах или увеличить объем хранения данных, который ему нужен. Иначе говоря, клиент конфигурирует систему самостоятельно.

- Насколько прогнозируемое количество пользователей услуги Triple play совпадает с реальным числом подключенных абонентов? Каковы планы компании в отношении этого сервиса в среднесрочной перспективе?

- Услуги Triple play «Казахтелеком» представляет сейчас во всех городах страны. Как только клиент становится потребителем услуги IP-телевидения – он сразу фактически становится получателем услуги Triple play. Если я не ошибаюсь, количество наших пользователей IP-TV составляет  порядка 80 тыс., и мы стали третьим игроком в Казахстане по предоставлению телевизионных услуг.

Мы считаем Triple play важной и востребованной услугой. Но уже сейчас мы говорим об услуге Quadro play. И ее мы планируем выводить на рынок в следующем году.

У нас есть ряд приоритетных проектов по Triple play. Для того, чтобы сегодня удовлетворить пожелания клиента по высокоскоростному доступу в интернет, необходимо строить FTTH-сети. То есть заходить оптикой в дом и квартиру. Посредством оптического волокна мы предоставляем клиенту те скорости, которые ему нужны, на которые он готов подписаться и за которые готов платить. Понимая важность этого направления, «Казахтелеком» начал реализацию проекта строительства FTTH-сетей. Проект стоит порядка $450 млн и рассчитан на три года – 2011-2014.

Инвестиции в этот проект сейчас сторицей окупятся в будущем – это гарантия наших будущих доходов. На базе этого фундамента будут развиваться Triple play, Quad play и все те сервисы с добавленной стоимостью, которые мы будем впоследствии уже внедрять.

- Есть ли еще какие-то проекты, приоритетные для «Казахтелекома» в следующем году?

- Приоритетными для нас являются несколько направлений. «Казахтелеком» сегодня определен как системный интегратор инфокоммуникационных сервисов фонда «Самрук-Казына». За счет синергии новых инфокоммуникационных услуг мы могли бы существенно изменить ландшафт рынка и предоставить новые информационные сервисы.

В рамках развития традиционных вещей нам нужно строить FTTH-сети. Причем строить их активно и агрессивно.

 «Казахтелеком» – это уже не оператор связи. Сейчас идет трансформация традиционного телекома к инфокому. Мы становимся оператором сервисов. Важно эту трансформацию пережить очень быстро и грамотно. Фактически мы находимся в фазе перевоплощения. Менеджмент и топ-менеджмент компании четко осознают, что должны провести компанию через этот период безболезненно. И сделать это в кратчайшие сроки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤