Экипаж приветствует вас на борту отечественной сборки

В Казахстане будут производить самолеты для внутренних нужд В марте этого года «Капитал.kz» уже писал о намерениях Казахстан...

В Казахстане будут производить самолеты для внутренних нужд

В марте этого года «Капитал.kz» уже писал о намерениях Казахстана создать на территории нашей страны производство украинских самолетов Ан-140-100. и вот сейчас данная инициатива начала приобретать все более и более реалистичные очертания.

«Идея о создании завода по производству самолетов в Казахстане пришла еще в феврале прошлого года, – рассказывает Владимир Куропатенко, генеральный директор казахстанской самолетостроительной компании AeroKZ, реализующей проект. – Тогда китайская сторона предложила мне рассмотреть возможность создания на территории РК самолетосборочного производства самолетов MA-60. По заданию правительства, я вылетел в Китай. При проработке данного вопроса выяснилось, что MA-60 является несертифицированной «пиратской» копией самолета Ан-24, с незначительным удлинением фюзеляжа и установкой двигателей западного производства», – подчеркнул г-н Куропатенко.

Однако при детальном рассмотрении китайского предложения и исходя из вышесказанного, было принято решение о сотрудничестве напрямую с ГАК «Антонов» по совместному производству самолетов, наиболее отвечающих требованиям РК по обеспечению перевозок на местных авиалиниях.

«Капитальное строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения на их территории самолетостроительного завода, планируется на земельном участке, расположенном в районе Капшагая (здесь следует оговориться, что ранее сообщалось о возможности размещения авизавода в Шымкенте, но данная информация, по словам г-на Куропатенко, беспочвенна), который своими географическими характеристиками как нельзя лучше соответствует созданию современного самолетостроительного завода», – уточняют в AeroKZ. Район размещения завода отличается сформированной дорожной и коммунальной инфраструктурой, что дает дополнительные положительные преимущества проекту и сокращает сумму капитальных вложений. Объем инвестиций в данный проект составит около $150 млн. Конечная стоимость самолета, произведенного в нашей республике, ориентировочно оценивается в $14 млн.

Соединяя удаленное

Самолет класса Ан-140-100 был выбран для производства именно в нашей стране по ряду особенностей РК. «На сегодняшний день в Казахстане на местных воздушных линиях резко уменьшается, за счет списания, количество самолетов, которые бы смогли садиться на неподготовленные взлетно-посадочные полосы (ВПП). Раньше это был самолет Ан-24, но он уже устарел и нуждается в замене, – поясняют в AeroKZ. – В нашей стране при огромной территории очень мало ВПП с искусственным покрытием. Поэтому, к примеру, авиасообщения между Алматы и Туркестаном – нет, между Алматы и Аягузом – нет, между Алматы и Аркалыком – нет и т.д. Между тем, развитие экономики страны очень сильно тормозится из-за слабой логистической инфраструктуры».

Таким образом, самолет Ан-140-100 был выбран не случайно, самолет предназначен для пассажирских (52 места) и смешанных пассажирско-грузовых перевозок на расстояние до 2700 км и может эксплуатироваться на коротких слабо подготовленных ВПП в широком диапазоне высот аэродромов и климатических условий, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью.

Высоко оценивают технические характеристики и перспективы Ан-140 международные эксперты. Так, по словам председателя правления Avia Solutions Group Гедиминаса Жиемялиса, «благодаря техническим решениям, принятым при проектировании семейства Ан-140-100, самолет не только не проигрывает по сравнению с аналогичными турбовинтовыми региональными самолетами, но и обладает рядом безусловных преимуществ перед конкурентами. Это цена самолета, очень маленькие расходы на топливо (600 кг на час полета), большая дальность полета для такого типа самолета», – заключает эксперт. К тому же, Ан-140-100 – единственный пассажирский турбовинтовой самолет, который сертифицирован для применения в грузопассажирском варианте.

Первым делом – казахстанские просторы

Как известно, любое производство, в конечном счете, упирается в вопросы сбыта. А по словам г-на Куропатенко, «первая задача будущего завода – это обеспечение самолетами Ан-140-100 внутреннего рынка РК, при этом нашей компанией он оценивается в более 70 машин. Эта цифра сложилась в первую очередь из объема подлежащих замене Ан-24 и Як-40». В данной связи здесь возникает нюанс, «пока ни одна казахстанская авиакомпания не в состоянии выкупить самолет стоимостью $14 млн. Однако во всем авиационном мире принято брать технику в финансовый лизинг, видимо, данное направление необходимо развивать и в Казахстане. Между тем, в настоящее время мы получили предварительный заказ на 28 самолетов из России и Малайзии», – уточняет генеральный директор AeroKZ.

Кроме того, сравнивая с другими самолетами этого же класса, международные эксперты также оценивают успешность Ан-140-100 на рынке.

«Я бы сравнил этот самолет с французским самолетом АТР 42. В 2005 году, после очередного роста цен на топливо, самолет стал все более востребован. У него на данный момент нет реальных конкурентов в мире, когда идет речь о самолете для региональных маршрутов. Поэтому у Ан-140-100 есть все шансы победить в борьбе за местный рынок», – считает г-н Жиемялис. АТР производит в районе 70 самолетов в год, и заказы у них сформированы на 2-3 года вперед. «Так что рынок для самолета типа Ан-140-100 точно не меньше, имея в виду, что мы еще даже не затронули рынок грузоперевозок. Также надо иметь в виду, что нет предпосылок того, что авиатопливо будет дешеветь», – уточнил эксперт.

Рентабельность нам по плечу

Весной прошлого года, несмотря на все плюсы самолета Ан-140-100, вопрос рентабельности машин вызвал жаркую полемику. Так, по словам президента Ассоциации авиадвигателестроителей РФ (АССАД) Виктора Чуйко, опубликованным на сайте российского содружества авиационных экспертов, недопустимо высоко выросла стоимость самолета: «Рост цены производителя воздушного судна в основном обусловлен ростом цен на ПКИ. В 2005 году машкомплект ПКИ стоил $8,5 млн, а в 2009-м – уже $13,2 млн. В результате стоимость самого Ан-140 ныне оценивается в $20 млн. Данная цена явно не устраивает потенциальных покупателей самолета такого класса. Это ставит под угрозу перспективный проект».

Однако казахстанские производители, похоже, учли данную загвоздку и делают все для снижения стоимости готовых Ан-140-100. Во-первых, как уже упоминалось ранее, окончательная стоимость машин составит не более $14 млн. Во-вторых, «в перспективе планируется, что в целях удешевления себестоимости самолетов будем поставлять на Украину из России сырье, из которого будут производиться детали для самолетов, а также планируется к 2015 году локализация более 35% комплектующих. Двери, трапы, хвостовое оперение, будут производиться в Казахстане, на нашем предприятии», – заявил г-н Куропатенко.

И в итоге, мы получим…

Как отмечают в самолетостроительной компании AeroKZ, до декабря 2012 года завод должен довести объем производимых самолетов до 3 штук, в 2013-м – их уже должно быть 8, в 2014-м – 12 пассажирских самолетов. Затем объем производства будет доведен до 20 самолетов в год.

Но на достигнутом организаторы производства не хотят прекращать развитие, у проекта долгосрочные перспективы. «Мы начинаем производство Ан-140-100, и на этом не останавливаемся. Следующим этапом реализации проекта будет вторая очередь по сборке самолетов Ан-148, которые обладают большей дальностью полетов по сравнению с Ан-140», – заявляет г-н Куропатенко. В то же время, кроме собственной сборки самолетов, в Казахстане также будет производиться полностью техническое обслуживание всех произведенных в нашей стране самолетов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤