Урожай есть, теперь нужны вагоны

Главная проблема в экспорте зерна – отсутствие транспорта для его перевозки на международные рынки В этом году в Казахстане...

Главная проблема в экспорте зерна – отсутствие транспорта для его перевозки на международные рынки

В этом году в Казахстане рекордный урожай зерна – впервые за 60 лет собрано 29,7 млн тонн. Для сравнения: в прошлом году из-за засухи Казахстан собрал только 12,2 млн тонн.

Президент Нурсултан Назарбаев похвалил казахстанцев: «Тридцать млн тонн зерна – это победа, счастье, успех» и наградил 200 лучших аграриев, однако заметил, что Казахстан столкнулся с кризисом перепроизводства. «У нас сейчас вопрос: куда девать эту пшеницу?», – сказал глава государства, выступая на республиканском форуме агропромышленного комплекса. Мы попросили прокомментировать ситуацию с зерном председателя правления АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» Бейбитхана Кабдрахманова.

-  Бейбитхан Оразханович, то и дело появляется информация, что элеваторы зерном уже переполняются и их не хватает, закупочная цена зерна падает… Что же на самом происходит?

- В Казахстане 217 лицензионных хлебоприемных предприятий общей вместимостью 13,5 млн тонн зерна. Есть и нелицензированные хлебоприемные пункты, которые могут хранить 8-9 млн тонн пшеницы. С 1991 года в Казахстане построено 58 новых хлебоприемных предприятий, и, в целом, мощности по хранению зерна, как видите, превышают 22 млн тонн. К тому же, сейчас многие фермеры установили в своих хозяйствах сушильно-очистительное оборудование и могут хранить на складах свое зерно до самой весны без каких-либо потерь. Это еще 2,5 млн тонн.

- По октябрьским данным Минсельхоза, которые озвучил министр Мамытбеков, на казахстанских хлебоприемных предприятиях свободно 30-40% емкостей.

- Ситуация в целом такова: да, случается, что близлежащие хлебоприемные пункты переполнены, однако крестьяне в такой ситуации сами не хотят везти свой урожай в соседние пункты приема зерна – просто хотят сэкономить. Поэтому правительство дало указание перебрасывать часть зерна из зерносеющих областей в регионы, где есть свободные хранилища. Продкорпорация намерена перевезти 500 тыс. тонн пшеницы в хранилища западных, восточных и южных областей.

Правительство уже неоднократно заявляло, что проблем с хранением зерна в Казахстане нет и все разговоры о том, что выращенный урожай пшеницы не поместится на элеваторах и в хлебоприемниках, не имеют под собой оснований.

- А что с ценой зерна?

- Еще с 1 сентября Продкорпорация начала закуп зерна по 25 тыс. тенге за тонну. Все проходит абсолютно прозрачно – на местах созданы рабочие комиссии по отбору потенциальных поставщиков, в их состав вошли и представители Продкорпорации, НДП «Нур Отан», акиматов, структур холдинга «КазАгро».

Заявки на продажу урожая принимаются во всех региональных представительствах Продкорпорации. В этом году мы максимально упростили процедуру сбора документов для подачи заявки: вместо 14 документов нужно подать в два раза меньше – всего 7. Естественно, зерно без документов мы принять не можем – нам нужно знать, у кого мы его покупаем и действительно ли его владелец является сельхозтоваропроизводителем.

Мы закупили к плановым 5 млн тонн еще 3 млн тонн сверх плана по цене 16 500 тенге. То есть суммарно 8 млн, поскольку урожай в этом году, как вы знаете, очень высокий. Я считаю, это решение – большая помощь для сельхозтоваропроизводителей. Благодаря принятым нами мерам излишки зерна на рынке скуплены, а аграрии смогли вовремя расплатиться с долгами и получить прибыль.

- Почему же цена пшеницы так отличается?

- Цена сложилось из расчета себестоимости пшеницы урожая 2011 года, которая составляет около 16 000 тенге. Аграриям совершенно не обязательно продавать нам дополнительное зерно по 16 500 тенге за тонну: каждый производитель зерна имеет право продавать свою продукцию как корпорации, так и на свободном рынке. Просто закуп корпорацией является своеобразной «подушкой безопасности», предохраняющей казахстанских аграриев от продажи своего зерна ниже себестоимости.

Добавлю, что в первую очередь мы покупаем пшеницу у мелких и средних сельхозтоваропроизводителей – у которых нет доступа к международным рынкам. Это позволяет сдержать дальнейшее падение цен на внутреннем рынке, улучшить финансовое положение таких аграриев и подготовиться им к весенним полевым работам на следующий год.

- Кроме вопроса – как собрать рекордный урожай и куда его положить – нам важно найти новые рынки сбыта для растущих объемов зерна. Казахстан потребляет всего 8 миллионов тонн, стабильно экспортирует еще около 15-16 миллионов тонн. И ведь все равно еще остается! Как быть с этим «остатком»?

- Наше зерно весьма конкурентоспособно и по качеству, и по цене. В планах у нас выход на огромные рынки Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии – через территорию России и Китая. Кроме того, в США и странах Европейского союза, которые являются самыми крупными поставщиками зерна на мировые рынки, из-за неблагоприятных погодных условий производство пшеницы заметно сократилось. Это значит, что наше зерно сможет занять ниши, освобожденные Америкой и Европой. В России и на Украине же урожай хоть и высокий, но не рекордный.

- Но ведь, к сожалению, доставка зерна на такие расстояния значительно увеличивает его цену?

- Правительство сейчас выделяет отечественным экспортерам субсидии для частичного возмещения транспортных расходов в размере $40/тонну перевезенной пшеницы. На эти цели выделено 15 млрд тенге, из них 5 млрд – из бюджета текущегогода, оставшиеся 10 будет выделено из бюджета следующего года.

- Но ведь проблема с дефицитом вагонов еще не решена?

- Да, и эту проблему нам нужно решить в первую очередь. Ненадежность поставок из Казахстана – один из главных факторов снижения конкурентоспособности нашего зерна. Ежемесячно нам нужно вывозить около миллиона тонн зерна, а мы вывозим только половину. Причина та же, что и годами ранее: острый дефицит вагонов-зерновозов.

В распоряжении компании «Казахстан темир жолы» чуть более 5 000 зерновозов, многие из них морально устарели и требуют замены – ведь им уже более 30 лет. Хотя сейчас есть договоренность с российской стороной на аренду еще пяти тысяч зерновозов, но мы вынуждены ждать, пока они освободятся – Россия ведь является крупнейшим в мире производителем и экспортером зерна.

Плюс до своего покупателя казахстанское зерно идет в два-три раза дольше, чем из России или Украины, поскольку мы находимся далеко от ключевых морских торговых портов. Время возврата вагонов – почти месяц. За это время на рынке может произойти значительное изменение цены зерна, а это – большой риск для покупателя. Многие предпочитают контракты с меньшими рисками. Кроме того, порой наши поставщики срывают даже столь значительные сроки доставки зерна – поскольку, как я уже говорил, им не хватает вагонов-зерновозов.

В нынешнем году мы вынуждены перебрасывать часть существующего парка зерновозов с экспорта на перевозку зерна внутри страны для освобождения элеваторов зерносеющих областей и перевозку нового урожая, что усложняет ситуацию с вагонами.

- Почему бы нам не создать для этой цели, скажем, нацкомпанию и не купить собственные вагоны?

- Правительство уже не раз обсуждало вопрос приобретения 5-6 тысяч вагонов, но пока от такой идеи отказываются, объясняя, что это будут узкоспециализированные вагоны, которые большую часть года будут просто простаивать, что очень невыгодно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤