Кредит или IPO?

Казахстанские компании все еще предпочитают банковское кредитование, несмотря на то, что IPO гораздо выгоднее – ведь оно позво...

Казахстанские компании все еще предпочитают банковское кредитование, несмотря на то, что IPO гораздо выгоднее – ведь оно позволяет практически на безвозвратной основе привлекать крупные объемы финансовых ресурсов для развития бизнеса.

До кризиса ликвидностью казахстанские компании «накачивали» банки, но «это тупиковая модель и ограничение развитие финансового рынка», считает Павел Самиев, заявил заместитель генерального директора ЗАО «Эксперт РА», во время прошедшего в среду в Астане III экономического форума «Эксперт-100-Казахстан».

- В отличие от кредитов, у фондирования через IPO нет фиксированной даты погашения, – объясняет преимущество первичного размещения председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров. – Однако наши компании зачастую не могут обеспечить должной прозрачности, которая нужна для выхода на биржу. Ведь для выхода на биржу нужно раскрывать гораздо больше информации, чем для получения кредита. И многие казахстанские компании реагируют на это требование болезненно – они считают, что слишком «прозрачная» компания может стать более уязвимой на рынке, чем конкуренты.

Однако, отмечает эксперт, бизнесу без привлечения денег с биржи развиваться становится все сложнее. Сейчас наши компании адаптируются к новым условиям: открытию границ в рамках Таможенного союза, экспансии китайской экономики, грядущему вступлению в ВТО. «Нужно иметь стабильные источники финансирования, без которых невозможен рост», – подчеркивает Талгат Камаров.

«В США более 90% рабочих мест были созданы компаниями именно после их выхода на IPO, и сейчас, когда количество IPO в Америке из-за кризиса значительно сократилось, остро встала проблема безработицы», – добавляет Кадыржан Дамитов, президент АО «Казахстанская фондовая биржа».

Ермек Кудабаев из инвестиционно-строительной компании Chagala Group считает, что все-таки казахстанский фондовый рынок имеет ограниченную емкость и потому пока «компаниям проще брать кредит». «Однако, к примеру, наша компания уже достигла того уровня, когда нам нужно привлекать стратегических инвесторов и потребовалось IPO».

Сейчас компания рассматривает возможность привлечения финансирования за счет выпуска облигаций.

- Здесь меньше ставки и меньше требуется залога, чем для банка. В банке сумма залога подчас в разы превышает сумму кредита. Самое большое преимущество выпуска облигаций для нас – это диверсификация базы инвесторов, чтобы это были не только банки, но и пенсионные фонды, инвесткомпании и т.д.

Впрочем, пока еще компании не готовы раскрывать данные так, как нужно инвесторам, в том числе пенсионным фондам, замечает председатель правления пенсионного фонда «Астана» Андрей Карягин. Пока большинство инвестиций фондов осуществляется в госсектор, где наиболее низкие риски.

А какие риски несет в себе грядущее «народное IPO»? Питер Хауз, управляющий директор АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», считает, что не нужно путать «обычное» IPO с «народным», в котором, по его мнению, нет никаких рисков.

- Риск в «народном IPO» один – что люди не будут участвовать, а потом нам скажут: почему вы недостаточно хорошо объяснили, что это очень выгодно – вкладывать деньги в развивающиеся компании? Обучение людей в регионах выездной группой занимает всего 2 часа – это мало, – полагает он.

И второй риск – что люди не получат столько акций, сколько хотят. Что наши 160 000 акций на 16 миллионов человек, когда нужно бы 500 000 как минимум? Мы думаем не о ликвидности, которую получим (она небольшая, около 2%, поскольку небольшие пакеты акций нацкомпаний выставлены на IPO – прим. авт.), мы хотим, чтобы люди держали на руках акции и видели, как растут казахстанские компании. Надо, чтобы первое размещение было успешным и понятным. И тогда будут и второе, третье и последующие размещения.

Тем не менее, по словам Кадыржана Дамитова, пока казахстанцы не слишком активны на фондовом рынке.

- Если на Российской фондовой бирже 700 000 счетов (и из них активны около 100 000 или 15%), то в Казахстане в Центральном депозитарии открыто 12 000 счетов, и из них реально активны лишь несколько сотен... Поэтому на сегодняшний день торговая система биржи имеет большой неиспользованный потенциал, мы используем лишь 2-3% ее мощности», – говорит г-н Дамитов.

По данным KASE, рынок банковских кредитов в Казахстане составляет $70 млрд, а рынок облигаций – $40 млрд. Пока большинство эмитентов облигаций - 70% – это банки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤