Авиация малая, проблемы большие

Казахстану нужна почти тысяча новых легкомоторных самолетов Проблема стремительно устаревающего парка легкомоторных самолето...

Казахстану нужна почти тысяча новых легкомоторных самолетов

Проблема стремительно устаревающего парка легкомоторных самолетов в Казахстане затронет в первую очередь сельское хозяйство и нефтяные компании, говорят специалисты. «Кукурузникам» и старым, еще советским  «Якам» больше 30 лет, полноценную техническую поддержку технике оказывать все сложнее – многие запчасти уже просто не выпускают.

Малая авиация остается самым востребованным видом транспорта в сельском хозяйстве – без нее у нас просто не будет урожая пшеницы (авиационно-химические работы позволяют повысить урожайность на треть).

Тридцать лет назад в Казахстане летало 700 «Ан-2» или «Як-12», немало самолетов работало на внутренних линиях – между далекими поселками всегда было воздушное сообщение. Сейчас парк сократился вдвое и состарился на несколько десятков лет. А сообщение между регионами стало очень дорогим – на нем работает только один авиаперевозчик-монополист.

Отдельная тема – развитие в стране «аэротакси», которые позволят совершать короткие перелеты без пробок. Этот бизнес рассчитан на деловых людей, которые планируют свое время и ценят комфорт. По сравнению с чартерной авиацией бизнес-класс, легкомоторные самолеты-аэротакси гораздо доступнее.

Уже несколько лет обсуждается вопрос создания в республике совместного предприятия по сборке самолетов, но пока эта ниша рынка свободна. Поэтому появление в Казахстане одного из самых именитых разработчиков и производителей сверхлегких самолетов – словенской  компании Pipistrel – вызвало большой интерес со стороны игроков отрасли. На ее презентацию, организованную Словенским домом в Казахстане при содействии Национального агентства по экспорту и инвестициям Kaznex Invest, в Астане собрались военные, бизнесмены и журналисты.

Словенский дом в Казахстане является двусторонней бизнес-структурой, созданной при поддержке правительства Словении для формирования новых эксклюзивных возможностей продуктивного сотрудничества предпринимателей обеих стран. «Мы обещали, что привезем в Казахстан лучшие компании Словении, и свое обещание мы сдержали», – говорят руководители организации. Как отметил глава Словенского дома Йоже Мех, в Казахстане созданы отличные условия для инвестирования – правительство предлагает компаниям весьма привлекательные преференции, «именно поэтому мы готовы вкладывать в Казахстан», сказал он. Компания Pipistrel, имея безупречную репутацию в авиационном мире, может также стать партнером для казахстанских при размещении производства самолетов малой авиации на предприятиях Казахстана. Такая экспансия выгодна той и другой стороне – у словенской компании расширяется рынок, а у казахстанских появляется возможность применения на своих предприятиях современных технологий, их последующего совершенствования и серийного отечественного производства,  что значительно снизит себестоимость летательных аппаратов.

История Pipistrel началась в 1982 году, когда два словенских пилота планеров искали новые способы полетов и экспериментировали с созданием мотодельтапланов. Одним из них был Иво Боскарол, нынешний глава компании. Он говорит, что авиация – его страсть, любимое дело и судьба. Наверное, благодаря такой искренней увлеченности делом его компания стала успешной.

Название «Pipistrel» переводится с латинского как «летучая мышь». В 2003-ем был выпущен сотый агрегат, а сам Боскарол был признан предпринимателем года. 2009 год стал самым успешным в истории компании – началась разработка сразу четырех новых моделей. На сегодняшний день компания построила уже более 1000 бортов.

Главная «изюминка» Pipistrel, за которую компания не единожды признавалась самой инновационной в мире, – это материал. Компания использует в строительстве только современные материалы – кевлар и карбон, которые дают самолетам этой марки максимальную прочность при небольшом весе.

Как известно, по прочности карбон не уступает металлам, однако по весу он на 40% легче стали и на 20% легче алюминия. Он не боится даже наших морозов – Pipistrel успешно эксплуатируется в Канаде и на Аляске при ниже, чем минус 30 и довольно сильном боковом ветре.

Другое интересное и выгодное решение – электросамолет. Вообще, компания стала первой в мире, разработавшей такой самолет. Двухместный электрический серийный мотопланер TaurusElectro скоро начнет летать и в Казахстане. По крайней мере, уже начался прием заявок на поставку. Чтобы подняться на высоту 600 метров, ему нужно чуть больше трех минут. К мотопланеру полагается  специальный трейлер с солнечными батареями, которые в погожий день заряжают аккумулятор за 5 часов.

Самая ожидаемая во всем мире новинка – четырехместный однодвигательный самолет «Pantera» с гибридной силовой установкой и формой, которая обладает минимальным лобовым сопротивлением. Расход топлива машины на 40% ниже, чем у самолетов с обычными силовыми установками, а скорость и дальность – выше.

Pipistrel, отметил Иво Боскарол, готова взять на себя все техническое обслуживание самолетов: в Казахстане компания создаст центр технической поддержки своей техники. Полный техосмотр, как и у «обычной» алюминиевой техники, самолеты Pipistrel будут проходить каждые 10 тыс. часов налета. Для тщательного исследования их состояния компания будет использовать специальное оборудование.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤