Казахстан станет «Олимпом» логистики,

когда возродит Шелковый путь В XVI веке «транспортная» жизнь Великого шелкового пути замерла – во многом из-за сухопутных гр...

когда возродит Шелковый путь

В XVI веке «транспортная» жизнь Великого шелкового пути замерла – во многом из-за сухопутных границ новых государств и конкуренции со стороны морских перевозок. И только в конце XIX столетия началась его «реанимация», которая продолжается до сих пор. Контейнерные перевозки позволили удешевить железнодорожную доставку и значительно увеличить ее скорость. В таких условиях у Казахстана есть все шансы снова стать центром мировой логистики, считают специалисты.

Эти тенденции обсуждали на завершившемся в Астане I Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме «Шелковый путь 2011», организованном нацкомпанией «Казахстан темир жолы».

«В ближайшие 100 лет у Казахстана будет возрождение с точки зрения географического потенциала. Это будет «Олимп» нашего транзитного потенциала. Нам будут нужны кадры – специалисты по логистике в широком понимании: доставка грузов, перемещение их и связанные с этим формальности», – отмечает Ахметнур Балгукбаев, директор ТОО «RTL-Kazakhstan».

В кризис грузоперевозки по всему миру стали одним из самых уязвимых секторов. Первое, на чем стали экономить клиенты, сетуют экспедиторы, – доставка. Грузопоток из Европы в Россию сократился наполовину, по России – на 40%, однако Казахстан оказался в более выигрышной ситуации благодаря соседству с Китаем. Но пока наша транспортная инфраструктура все еще остается типичной для «колониальной окраины», приспособленной главным образом для вывоза сырья.

«Основная масса грузов из Казахстана следовала в РСФСР, откуда шел обратный грузопоток. В этом Советский Союз удивительно последовательно унаследовал транспортную политику Российской империи. Итог: Казахстан оказался прочерчен вдоль и поперек несколькими железнодорожными линиями – Среднесибирской железными дорогами, Турксибом. Причем эти дороги не образовывали единой сети линий на территории Казахстана, из-за чего в Центральном Казахстане образовался огромный по площади район со слаборазвитыми коммуникациями. Казахстан в советское время вообще не имел транзитного потенциала. Железная дорога Актогай – Достык была построена в 1959-1960 годах, однако соединена была со станцией Алашанькоу Урумчинской дороги только в 1990 году, с открытием движения в 1991 году. И теперь это главные транспортные ворота в Китай», – комментирует Дмитрий Верхотуров, эксперт ОФ «Центрально-Азиатский институт развития».

Хотя в целом инфраструктура в стране до сих пор развита плохо, считает он. Не хватает как развития маршрутов, так и пропускной способности дорог, терминалов, современных транспортных средств. Пока Казахстан «не достает» ни до Европы, ни до Азии. Дмитрий Верхотуров уверен, что нам нужно создать национальную транспортную компанию, которая сможет работать с контейнерным грузопотоком по всему миру и будет иметь подходящий контейнерный парк, подвижной состав железных дорог, морские суда, автомобили, а также железнодорожные и портовые терминалы.

По словам Аскара Мамина, президента АО НК «КТЖ», пока мы занимаем небольшую долю в общем объеме контейнерных перевозок, однако проект на Хоргосе даст огромный импульс их развитию. «Уже началось экспериментальное прохождение контейнерных поездов по территории Казахстана – мы даем одну из самых высоких скоростей в сутки. Мы начнем устанавливать сквозные ставки с горизонтом 5-7 лет, это будет хороший стимул для наших клиентов», – говорит г-н Мамин.

«Казахстану надо создать привлекательный логистический каркас. Географическое положение – это данность. А сделать его уникальным – это наш труд и наши решения. Пока это всего лишь положение. Будущие коридоры и инфраструктура, которые мы создадим, должны работать как «шелковые» – тогда и будет эффективность», – считает Гафур Исхан, председатель совета директоров АО «Транко».

По мнению Салмана Бабаева, вице-президента ОАО «РЖД», без Казахстана у Российских железных дорог не получится самостоятельно строить свою транспортную политику. «Мы – продолжение друг друга. Половина железнодорожного объема России связана с Казахстаном – это 74 млн тонн грузов за 10 месяцев текущего года. Даже выше, чем в докризисный период», – отмечает он.

По данным Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, в 2020 году общий объем транзитных перевозок увеличится в три раза и достигнет 40 млн тонн. Уже сейчас транзит приносит нашей стране более полумиллиарда долларов в год.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤