Скажи «А»

S&P подняло рейтинг Казахстана, Марченко считает, что недостаточно высоко Минувший вторник для казахстанских информацион...

S&P подняло рейтинг Казахстана, Марченко считает, что недостаточно высоко

Минувший вторник для казахстанских информационных агентств начался с сообщения о повышении рейтинговым агентством Standard&Poor’s суверенного рейтинга Казахстана в иностранной валюте с «ВВВ» до «ВВВ+» и подтверждения суверенного рейтинга в национальной валюте на уровне «ВВВ+». Прогноз по рейтингам стабильный. Само S&P объясняет свои действия высокими ценами на нефть и в целом благоприятной макроэкономической ситуацией для Казахстана.

«Повышение рейтинга отражает наше видение растущей гибкости экономики Казахстана вследствие двух его профицитов (фискальный и торговый), высокого экономического роста, вызванного ростом цен на нефть и ее производством, разумной фискальной политики и устойчивыми потоками прямых иностранных инвестиций. Сильный фискальный и торговый баланс Казахстана, его значительные природные ресурсы и высокий объем ПИИ, имеющих нецикличный характер, поддерживают рейтинги. Политические риски, ограниченная монетарная гибкость и скромно развитая экономика – с порядка $11000 ВВП на душу населения – оказывают ограничивающее влияние на рейтинги», – объясняют в распространенном сообщении рейтингового агентства.

Новость о повышении нашла, однако, скромный отклик в сердцах экспертов. Для сравнения: четыре года назад, когда впервые был понижен суверенный рейтинг РК с «ВВВ» до «ВВВ-», комментариев на эту тему было просто неимоверное количество – как от экспертов, так и от депутатов.

Логично предположить, что теперь, по мнению S&P, экономика Казахстана версии 2011 гораздо более конкурентоспособна, чем экономика Казахстана версии 2007.

«Если оценивать начало 2007 года с учетом того, что мы узнали об экономике за годы кризиса, то нужно признать, что сейчас кредитная надежность выглядит лучше. В первую очередь потому, что сейчас банковский долг намного ниже, а также потому, что сегодня правительство не обещает поддерживать банки, как в 2006-2008 годах. Кстати, нужно признать, что S&P первым среди рейтинговых агентств снизило кредитный рейтинг Казахстана в конце 2007 года до «BBB-», и именно по той причине, которая сделала Казахстан 2007 года настолько зависимым от внешних рынков капитала – внешний долг банков. «Но даже S&P отреагировало позднее, чем международные рынки капитала, которые закрылись для Казахстана еще в мае 2007 года, – говорит глава департамента исследований АО «Halyk Finance» Сабит Хакимжанов. – Кредитные агентства достаточно объективно оценивают кредитное качество, но со значительным отставанием от событий и от рынка. Они скорее констатируют то, что участники рынка уже знают. В частности, повышение рейтинга Казахстана следовало провести год-полтора назад. Тогда оно было бы более своевременным. Это заметно по CDS, которые два года назад стояли на 240 пунктах, год назад улучшились до 180, но за прошедший год снова подскочили до 240».

Нам то что?

Все дело еще и в характере рейтинга. Так как рейтинг является кредитным, а весь долгосрочный правительственный долг представлен займами от международных финансовых институтов, то повышение кредитного рейтинга правительства имеет лишь технический характер.

«В условиях, когда у государства внешний долг небольшой – меньше $3,5 млрд, при этом у правительства более $42 млрд находится в Национальном фонде, который полностью инвестирован за рубежом. Наше государство, одно из немногих, является чистым кредитором по отношению ко всему остальному миру, – сказал председатель Национального банка РК Григорий Марченко на пресс-конференции. – Поэтому если рассматривать суверенный рейтинг как способность государства обслуживать свои долги, то это никакого сомнения не вызывает».

Выступая на пресс-конференции, г-н Марченко пошел еще дальше. По его мнению, рейтинговые агентства должны повысить рейтинг Казахстана еще на две ступени – не меньше, чем до уровня «А».

«Рейтинг Казахстана должен находиться на уровне одного «А». Поэтому то, что рейтинг повысили до «ВВВ+», это шаг позитивный, но мы надеемся, что не последний. Я думаю, что определенная долгосрочная несправедливость по отношению к нашему правительству в действиях рейтинговых агентств просматривается, – сказал он. – То, что произошло – безусловно, позитивно, но мы считаем, что это только часть того пути, который рейтинговым агентствам нужно пройти».

Эксперты отмечают, что повышение рейтинга скажется на экономике Казахстана незначительно положительно. Казахстан не имеет существенных объемов суверенного долга, цена которого повысилась бы вместе с изменением рейтинга.

«Новой информации в обосновании агентства приведено не было, и на международных институциональных инвесторов оно не повлияло, – отметил глава департамента исследований АО «Halyk Finance». – Более высокий рейтинг может сделать размещение еврооблигаций более привлекательным для Минфина. Судя по недавнему заявлению замминистра, такое размещение стоит в плане на следующий год».

Теперь, вслед за повышением суверенного рейтинга, можно ожидать повышения рейтингов национальных компаний и корпораций с высокой вероятностью государственной поддержки. «Следуя свой методологии, агентство должно повысить рейтинг компаний, кредитная надежность которых сильно зависит от господдержки, и самостоятельный рейтинг которых без господдержки был бы намного ниже», – пояснил г-н Хакимжанов. Так что на очереди – ФНБ «Самрук-Казына» и другие.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤