Сергей Ситников: «Конкуренция вынуждает лечить лучше»

В Алматы свои услуги предоставляют около 900 медицинских центров. За последние два года их количество увеличилось почти на сот...

В Алматы свои услуги предоставляют около 900 медицинских центров. За последние два года их количество увеличилось почти на сотню. О том, как конкуренция среди частных клиник влияет на качество услуг и насколько привлекателен данный бизнес для инвестиций рассказывает председатель совета Ассоциации предпринимателей системы здравоохранения Сергей Ситников.

- Как Вы считаете, готовы ли казахстанцы, испробовавшие сервис и качество клиник стран Европы и США, поменять свое предпочтение в пользу отечественных медицинских центров?

- Существенно изменить отношение людей к отечественному здравоохранению должны помочь принимаемые в республике программы развития и реформирования отечественного здравоохранения. В настоящее время осуществляется реализация государственной программы на 2011-2015 годы «Саламатты ?аза?стан». В данном проекте отмечены существующие проблемы, пути их решения и приоритетные направления. Главными критериями успешной реализации станут оптимальность и эффективность принимаемых тактических решений.

В любом случае, быстрого положительного эффекта ждать не стоит. Слишком много необходимо решить сопутствующих проблем: от качественной подготовки специалистов до эффективной борьбы с коррупцией и вымогательством в здравоохранении. Нужен постоянный мониторинг проблемных вопросов, с помощью которого можно будет добиваться их устранения. Именно эффективная борьба с озвученными  проблемами (уже) должна повысить имидж здравоохранения и вернуть доверие потребителей. Могу только отметить, что из-за опережающего роста населения Алматы, несмотря на активный ввод новых государственных объектов здравоохранения, обеспечение города государственными амбулаторно-поликлиническими центрами не достигнуто в полном объеме.

- Формирует ли Ваша ассоциация рейтинг популярных частных клиник Алматы?

- Нет. В этом нет необходимости. Наша ассоциация не занимается лоббированием отдельных коммерческих клиник в ущерб остальным. Что касается сети государственных медицинских центров, то составление рейтинга и информирование его результатов среди населения действительно способно помочь в выборе медицинской организации. Если говорить о структуре частных медицинских центров в Алматы, то могу отметить, что первое место в списке занимают стоматологические клиники – 33,7%. На второй позиции   многопрофильные центры – 28%. Третье место за медицинскими организациями, оказывающими услуги по дерматокосметологии, – 6,8%. Замыкают список услуги по доврачебной помощи – 5,7% и офтальмологии – 4,4 %. В 2010 году объем амбулаторной помощи, оказанной частными клиниками и частнопрактикующими врачами, вырос до 3,2 млн посещений или 22,6% от всех амбулаторно-поликлинических посещений в Алматы.

- В чем, по Вашему мнению, заключается разница российского и казахстанского рынков коммерческой медицины?

- Развитие коммерческого сектора здравоохранения в Казахстане и России различается существенно. Одна из причин – квалификация специалистов. Не секрет, что после развала СССР высококвалифицированные специалисты, в большинстве своем, эмигрировали именно в Россию. Кроме того, именно у соседей были сконцентрированы ведущие государственные центры и медицинские вузы. С введением единого экономического пространства привлечение российских специалистов, как и приток капитала в частный сектор здравоохранения, будет усиливаться. Если говорить о новых, заимствованных видах услуг и их приживаемости в Казахстане, то для их появления мало одного желания, требуется наличие соответствующего оборудования, специалистов, возможность соблюдения требуемых санитарных норм и правил, а также должны быть необходимые лекарственные препараты. Могу отметить, что появление новых для Казахстана медицинских услуг – достаточно интенсивный процесс, которому государство уделяет большое внимание.

- Сергей Петрович, какие, на Ваш взгляд, события в сфере здравоохранения за последние 2 года можно назвать значимыми для республики?

- Во-первых, с 1 января 2010 года по всей стране была внедрена Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ). Также указом президента Казахстана утверждена Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты ?аза?стан» на 2011-2015 годы. В текущем году было предусмотрено увеличение заработной платы врачей на 30% и запуск еще одного лечебно-диагностического поезда. За последние три года в регионах построено 100 медицинских центров и многопрофильных больниц, отвечающих современным требованиям. В партнерстве с признанными международными научными центрами в Астане создается Центр наук о жизни, в котором будут разрабатываться эффективные методы предупреждения, диагностики и лечения рака, сердечнососудистых и других болезней. Здесь будут проводиться научные исследования в области генома человека, трансплантации органов и тканей, применения стволовых клеток, биоинженерии и медицины долголетия. На перспективу до 2015 года – строительство 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник. По информации пресс-службы президента РК, финансирование медицины за 5 лет выросло почти в 4 раза и сейчас составляет более 660 млрд тенге. Все эти происходящие изменения в данной отрасли благоприятно влияют на развитие и дальнейшее повышение престижа. Можно сделать вывод о положительном прогнозе на будущее для формирования и развития услуг медицинских организаций в нашей республике.

- Согласно данным Ассоциации предпринимателей системы здравоохранения, количество медицинских центров с каждым годом только увеличивается. Рынок можно назвать привлекательным для инвестиций?

- Наблюдаемый рост количества коммерческих медицинских центров за последние годы мы считаем закономерным. Данный факт лишний раз подтверждает привлекательность инвестиций в бизнес. Кроме того, можно отметить и стабильное повышение спроса на обследование и лечение в коммерческих клиниках города.

- Как повлиял финансовый кризис на рынок коммерческих медицинских центров и стоимость их услуг?

- Наша ассоциация не ведет мониторинга цен на медицинские услуги. По данным управления здравоохранения Алматы, доходы государственных медицинских организаций от оказания платных услуг в прошлом году составляли около 4 млрд тенге. Цена за медицинские услуги сформирована в расчете от прямых, косвенных расходов, планируемой рентабельности и определяется в каждом медицинском центре самостоятельно. Влияние на стоимость оказывает и соотношение спроса и предложения на конкретную услугу, и ее цена в государственном секторе здравоохранения. Менее всего пострадали от кризиса именно многопрофильные медицинские центры и клиники, оказывающие дерматокосметологические услуги. В условиях жесткой конкуренции на рынке сохранили свои позиции хозяйствующие субъекты, предлагавшие населению качественные услуги, использующие новые технологии, применяющие современную аппаратуру с высокопрофессиональными кадрами. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса также позитивно подействовала на развитие частного сектора здравоохранения. Для развития и формирования рынка медицинских услуг в течение последних семи лет условия методично совершенствовались. Соперничество как в кризисный, так и в докризисный период всегда существовало на рынке медицинских услуг. Конкурентоспособность, а значит и жизнеспособность, зависит, прежде всего, от наличия квалифицированных кадров, внедрения передовых методов лечения, сервиса, внутренней организации работы центра. В целом, именно конкуренция – фактор, позитивно влияющий на качество медицинских услуг.

- Медицина – это сфера услуг, где кадры действительно решают многое. Как влияет конкуренция на профессиональный рост специалистов коммерческих медицинских центров?

- Кадровый вопрос – один из ключевых факторов конкурентоспособности. Частный сектор здравоохранения в последние годы испытывает сложности с привлечением квалифицированных специалистов с достаточным опытом работы. Имеет место и «переманивание» работников с обещаниями более высокой зарплаты и лучшими условиями труда. В последние годы более широкое применение получает привлечение кадров из России и дальнего зарубежья. Лично я отношусь к этому спокойно. Ведь это доказательство конкуренции за специалистов, которые приносят прибыль центру. Но главное, «переманивание» стимулирует работу с персоналом. Это приводит к улучшению условий для начисления зарплаты, финансированию и долевому финансированию профессиональных курсов повышения квалификации за рубежом. Более широкое применение на сегодня получает и привлечение к консультациям и лечению пациентов ведущих врачей из ближнего, прежде всего из России, и дальнего зарубежья. Опытный специалист любого профиля востребован всегда. Хочу отметить, частный сектор в постоянном поиске сегмента рынка, где спрос превышает предложение. Чтобы занять эту нишу, необходимо не только оборудование, но и переобучение кадров и их соответствующая квалификация. Однозначно определить, специалисты какого профиля на сегодня наиболее востребованы на рынке медицинских услуг, невозможно. Государственный сектор здравоохранения, с моей точки зрения, испытывает нехватку опытных участковых терапевтов и педиатров, врачей-лаборантов, специалистов лучевой диагностики, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов.

- Что можно предложить для развития большей привлекательности коммерческой медицины в регионах, а не только в Астане и Алматы, что необходимо предпринять?

- Однозначно ответить сложно. Сегодня много внимания уделяется развитию малого и среднего бизнеса, снятию бюрократических барьеров, государственному контролю и надзору. Но большое значение имеют общий уровень развития региона, отсутствие дефицита медицинских кадров, финансовые возможности предпринимателей и платежеспособность населения. В каждом областном центре имеется свой рынок медицинских услуг. Надо добавить, что ведущие медицинские центры Алматы достаточно давно начали создавать свои филиалы в регионах, что также способствовало развитию рынка медицинских услуг и развитию конкуренции. В принципе, привлекательность любого бизнеса, не только рынка медицинских услуг, напрямую связана с уровнем спроса и предложения в конкретной «нише».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤