Фитнес есть, конкуренции нет

Представители казахстанской фитнес-индустрии уже несколько лет участвуют в Европейском конгрессе, который проводит Международн...

Представители казахстанской фитнес-индустрии уже несколько лет участвуют в Европейском конгрессе, который проводит Международная ассоциация спортклубов и теннисных клубов (International Health Racquet & Sportsclub Association, IHRSA). Ассоциация была создана в 1981 году в США, она весьма демократична: в нее входят и многие мировые фитнес-бренды, и небольшие клубы. На сегодня это почти 9000 клубов из 74 стран мира.

Дважды в год ассоциация проводит крупные конгрессы, на которых спикеры из разных стран рассказывают о своем опыте управления и организации фитнес-процесса, делятся опытом развития фитнеса и выживания в условиях конкуренции. В этом году мероприятие проходило в Милане. Татьяна Никифорова, управляющий клубом WorldClassAstana, побывала на очередном конгрессе и рассказала нашему изданию о своем взгляде на развитие фитнес-отрасли в мире и Казахстане.

- Татьяна, проблемы у игроков индустрии наверняка общие: где взять клиентов, как их привлечь и удержать, как конкурировать с другими клубами. А в чем особенность казахстанского рынка фитнес-услуг?

- В Казахстане, если два-три клуба есть в городе – уже конкуренция. На рынке такого же европейского города, я имею в виду города с таким же количеством населения, это не будет конкурентной средой.

Например, в Милане (который, конечно, больше Астаны – его население 1,3 млн человек) и пригородах работает около 1000 (!!!) клубов разного формата, половина из них имеют бассейны и занимают площадь более 2000 квадратных метров. Вот это реальная конкуренция, и клубы серьезно думают, как им продать членство, как выделиться в этой «толпе». Они придумывают различные подходы и решения. Правда, там и вовлеченность населения в фитнес выше, чем у нас, до 10%. Италия вообще на рынке Европы лидирует по вовлеченности и числу фитнес-клубов. На мой взгляд, казахстанский фитнес-рынок на этом фоне находится в зачаточном состоянии.

- Ну вот, а я только хотела сказать, что вижу развитие рынка, открытие новых клубов, рост сетей…

- Нет, оно, конечно, есть. Есть большие перспективы, есть ниши, но пока нет конкуренции. И хорошо, если мы будем расти и развиваться, если будут появляться разные клубы: и премиум-класса, и бюджетного формата. Наша задача – донести до людей эту ценность и научить заниматься своим здоровьем. Ведь что такое сейчас у нас членство в клубе? Порой это вопрос престижа и моды, а не вопрос сознания и тренировок во имя здоровья. У нас будет мощная конкуренция, но нужно приучать казахстанцев с детства заботиться о здоровье.

- Да, совершенно верно: не есть фастфуд и тренироваться!

- Да, иначе потом заниматься реабилитацией будет гораздо дороже. Кстати, интересный момент. На прошлой неделе в Астане проходила I Международная специализированная выставка здорового образа жизни, на которой я оказалась в компании участников-представителей различных медцентров и курортов. То есть теми, кто занимается похожей деятельностью – связанной со здоровым образом жизни, но не фитнесом. Так вот, все они в один голос говорили, что сейчас на рынке выгоднее лечить людей, чем заниматься профилактикой. Потому что это намного прибыльнее.

- А как мы смотримся на фоне российского, вернее, московского рынка?

- С Москвой очень тяжело сравнивать, потому что это, как говорится, «отдельное государство», и там рынок иной во всех отношениях. Он более похож на европейский – люди фитнесом занимаются много, у них есть выбор (по цене, качеству и т.д.). Я не могу сказать, легче там работать или сложнее, но у нас все-таки особый потребитель – я имею в виду его ментальность. Пожалуй, мы более гибкие, более лояльны к клиентам. В Москве с клиентами подчас более жестко обходятся, а казахстанский клиент любит особое отношение. И мы должны к этому прислушиваться.

Рынок в российских регионах отличается от московского… Люди в регионах все-таки не так энергичны, как в Москве. Москва и регионы – это разные рынки. Мы регулярно встречаемся на конференциях, организованных «Русской фитнес-группой» (которая владеет фитнес-сетями WorldClass и «ФизКульт» – прим. Я.Н.), с представителями региональных клубов WorldClass. Представители регионов реагируют на нас как на очень успешный клуб, потому что у нас по сравнению с ними очень хорошие показатели. Один из руководителей консалтингового проекта сети даже сказал: «Казахстан – это другая планета, не нужно сравнивать». И когда мы начинали развивать клуб, москвичи очень удивлялись, насколько у нас в Казахстане многое работает и развивается иначе, чем в Москве, хотя мы и работали по единым стандартам.

- И все-таки, почему у нас такой дорогой фитнес?

- Я думаю, так сложился рынок. У потребителя есть понимание того, сколько стоит услуга, и если он готов платить такие деньги, значит, для них она столько стоит. К примеру, я очень люблю ездить на поезде, мне нравится романтика дороги. Но тот уровень сервиса, который предлагают местные перевозчики, отбивает всякое желание путешествовать таким способом. Я думаю, вы меня поймете. И потому мы готовы переплачивать за билет и лететь самолетом, чтобы получать сервис и больше комфорта, а также экономить свое время.

- Знаем ли мы все о сервисе, что должны знать?

- Если говорить о сервисе в целом, нам есть чему учиться. Но могу также сказать о собственном впечатлении от российского «сервиса» – однозначно у нас сервис выше. Наши люди, которые предлагают услуги (и я говорю не только о фитнесе), более приветливы и услужливы и менее грубы, нежели люди в Москве. Там не успеешь выйти из самолета, как встречаешься с сотрудником аэропорта, который скажет тебе что-то не очень приятное или вообще ничего не скажет, даже если ты спросишь. В Казахстане мне более комфортно.

- Вопрос сервиса тесно связан с вопросом кадров. Что у нас с кадрами происходит?

-  К сожалению, мы вынуждены сами себе растить кадры и учить их работать так, как нужно. Нет школ или кадровых центров, которые бы готовили специалистов для индустрии. В России они есть, и теоретическую базу они дают хорошую. Я думаю, у нас все впереди – и будет своя школа. А пока школой кадров на рынке остается WorldClass.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤