Образовательные горизонты

Как казахстанские студенты адаптируются за рубежом Лидирующее место в рейтинге наиболее популярных стран для обучения казахс...

Как казахстанские студенты адаптируются за рубежом

Лидирующее место в рейтинге наиболее популярных стран для обучения казахстанских студентов занимает Великобритания. Менее востребованными являются остальные страны Европы и США. «Наши ребята поняли, что в Великобритании есть хорошее соотношение цены и качества. Они могли бы поехать в другие страны, но там жизнь значительно дороже, чем в Англии. Тем более она не так далеко находится, чем, к примеру, США. Всего 8 часов прямого рейса», – рассказала Наталья Мухамеджанова, исполнительный директор StudyInn, на Международной образовательной выставке высшего и послевузовского образования в Казахстане и за рубежом.Ориентация только на европейскую зону и языки приводит к тому, что школьники ограничиваются в выборе профессии. Такое мнение «Капитал.kz» высказала Галина Саматокина, заместитель директора департамента образования Алматы.

«Необходимо делать упор не только на европейский регион, но и на азиатский. Нам интересны Китай, Япония, ОАЭ, Малайзия. К примеру, студенты едут в эти страны для того, чтобы обучиться дизайну одежды, ландшафта и перенять опыт», – рассказала г-жа Саматокина.В этом году в выставке приняли участие около 100 представителей зарубежных университетов и 20 казахстанских высших учебных заведений. Посетители мероприятия познакомились не только с зарубежными вузами, но и с казахстанскими. Участники много интересовались стипендией президента РК «Болашак». В этом году по программе «Болашак» было выделено 550 квот, из них уже более 300 студентам были присуждены стипендии. «Половина из обладателей уже уехали по программе за рубеж, остальные 200 – пока проходят конкурс, – отметил Дастан Сейтказин, ведущий менеджер АО «Центр международных программ». – В декабре состоится заседание комиссии, где будет принято решение о присуждении международной стипендии президента «Болашак».

Напомним, что с 2012 года Казахстан больше не будет отправлять за рубеж бакалавров и магистров по программе «Болашак». «Новая концепция программы «Болашак» должна предусмотреть в перспективе направление в зарубежные вузы только опытных специалистов, имеющих навыки практической работы, и только для обучения в докторантуре PhD и прохождения стажировок», – говорилось в сообщении пресс-службы президента в июне этого года. По мнению г-на Сейтказина, сегодня «бакалавр переориентирован на внутренний рынок».    

Выдержал и вернулся

Адаптация для студента – это сложный, но не длительный процесс, считают эксперты. Как правило, он привыкает к новой обстановке в течение двух-трех недель. «Для этого в университетах, с которыми мы работаем, созданы специальные департаменты. В них работают русскоязычные кураторы, которые помогают адаптироваться. Помимо этого, мы не оставляем без присмотра студентов, которые выезжают благодаря нашей помощи», – говорит Наталья Мухамеджанова.

По ее мнению, необходимо постоянно следить за состоянием здоровья молодых людей, которые обучаются за границей. В основном родители таких студентов активно принимают участие в моральной и материальной поддержке. Однако каждый случай индивидуален. Несмотря на это, у молодых людей могут возникнуть проблемы, начиная с питания и заканчивая социализацией. Некоторые студенты не готовы столкнуться со своими ровесниками из других стран, с которыми они не имели опыт общения. «Но такого, чтобы студент не выдержал и вернулся обратно – в нашей практике не было», – подчеркнула г-жа Мухамеджанова.

Основные преимущества обучения за рубежом – получение мирового и жизненного опыта и расширение общего кругозора, приобретение навыков самостоятельности. «Нужно учесть, что подростки, уезжая за рубеж, лишаются семейного комфорта, что приводит к стрессу», – считает г-жа Мухамеджанова.

«Когда казахстанцы учатся с иностранными студентами, то могут объединиться с иностранными сверстниками и начать общее дело. Когда казахстанские студенты возвращаются в свою страну, то легче находят работу в иностранных компаниях», – рассказывает Седат Эрен, исполнительный директор А2 International Education Fairs. Главным недостатком является дороговизна обучения за рубежом, также трудность зачисления в университет. Для этого необходимо набрать минимальный пороговый уровень на знание английского языка. Согласно заявлению специалистов, казахстанские студенты, несмотря ни на что, возвращаются в Казахстан, потому что здесь больше возможностей, чем в западных компаниях.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤