Арьян де Йонгсте: «Не могу сказать, что в Казахстане нас интересует тот или иной рынок больше, чем другие»

Слова «инновация» и «эффективность» в последнее время получили образ мантры. Точно такой же имидж имеет уже последние 8-10 лет...

Слова «инновация» и «эффективность» в последнее время получили образ мантры. Точно такой же имидж имеет уже последние 8-10 лет слово «диверсификация». Если доклад чиновника имеет даже минимум программных элементов, то в нем обязательно присутствуют эти слова.

Совсем другое дело – заниматься инновациями профессионально. Об инновациях, стратегии Philips, перспективных рынках и планируемых к выпуску продуктах мы поговорили с генеральным директором Philips в России, Украине, Беларуси и Средней Азии Арьяном де Йонгсте.

- Какие рынки наиболее привлекательны для Philips в Казахстане?

- Philips работает в трех основных секторах: здравоохранение, световые решения и потребительские товары. Все эти направления охватывают как профессиональные, так и потребительские рынки. Мы делаем основной упор на разработки в области здоровья и благополучия, преследуя главную цель – улучшить качество жизни людей. Мы основываем нашу работу на двух характеристиках – понимание потребностей людей и объединение технологий и функционального дизайна.

Будучи большой глобальной компанией, в которой работают более 120000 сотрудников по всему миру, Philips сохраняет единый подход в работе. Поэтому я не могу сказать, что в Казахстане нас интересует тот или иной рынок больше, чем другие.

Здесь мы равно представлены как в сегменте потребительских товаров, так и в здравоохранении и световых решениях. Кроме того, Philips предлагает разнообразные решения и продукты разных уровней. Так, в рамках сектора «Световые решения» мы предлагаем потребителям лампы и светильники для бытового использования, и в то же время сотрудничаем с большими строительными компаниями и промышленными предприятиями, разрабатывая комплексные решения для освещения зданий, дорог, заводов и спортивных сооружений. То же самое и в здравоохранении. Будучи производителем и поставщиком таких аппаратов, как магнитно-резонансные (МРТ) и компьютерные томографы (КТ), мы также предлагаем продукцию по уходу за здоровьем матери и ребенка, новейшие разработки по уходу за полостью рта и многое другое.

Все три направления привлекательны для нас в вашей стране еще и потому, что векторы их развития в Казахстане совпадают с нашими целями. Например, если говорить о медицине, мы видим, что Казахстан уделяет большое внимание развитию современных медицинских центров, оборудованных по последнему слову техники. Основной конек Philips – это инновационная трехмерная визуализация в рентгенографии, ультразвуке, компьютерной томографии и других областях. Мы являемся лидерами в производстве систем наблюдения за состоянием пациента, кардиоваскулярной рентгенографии и ультразвуковых систем.

По «Световым решениям» мы также видим общие позиции – руководство Казахстана все чаще обращает внимание на проблемы энергосбережения, так как разработка эффективной системы энергосбережения является актуальной проблемой для всего мира. А для многих государств это направление становится стратегически важным. Современные технологии энергосбережения способны экономить более 40% всей потребляемой энергии. Приоритетной задачей компании Philips является разработка системы энергосбережения, которая поможет установлению новых стандартов искусственного освещения, повышению конкурентоспособности предприятий и быстрой окупаемости инвестиций.

Поэтому нельзя однозначно ответить на ваш вопрос о привлекательности определенного рынка в Казахстане. Нам интересно развивать все три направления в вашей стране, так как мы видим, что уровень жизни в Казахстане растет, растут потребности в современных, инновационных продуктах и решениях.

- Если говорить о медицинском оборудовании, то какая доля продаж в СНГ пришлась на Казахстан в прошлом году? Как Philips оценивает казахстанский рынок в 2011 году?

- Знаете, очень хорошо, что вы задали этот вопрос. Очень распространено мнение, что рынок медицинского оборудования поддается классическому анализу и прогнозированию, однако тут все немного сложнее.

Если посмотреть на рынок или вообще наличие медицинского оборудования, например в той же России, можно прийти к выводу, что по сравнению с развитыми странами, той же Германией, и некоторыми развивающимися, например Китаем, Россия отстает по части инфраструктуры, уровня квалификации медицинского персонала и количества оборудования. Это иллюстрирует, например, количественное сравнение медицинских приборов на миллион жителей – вы увидите, что в сегменте стандартного оборудования,  такого, как рентген-аппараты, Россия отстает от той же Германии в два раза. Если рассматривать более специализированные области – например, оборудование для диагностики рака на ранних стадиях, – эта разница увеличивается до 10-15 раз, что я думаю, доказывает: некоторые сегменты рынка медицинского оборудования и услуг на постсоветском пространстве все еще находятся в зачаточном состоянии. Это что касается России.

В Казахстане ситуация лучше, но тоже требует значительного улучшения, однако я не зря привел российский пример. Как вы видите, рынок медицинского оборудования, и то, только стандартного, можно оценить, опираясь на определенные требования и нормы. Именно эти стандарты и нормы в большинстве случаев определяют, какое оборудование на тысячу или миллион жителей требуется в той или иной стране. А теперь посмотрим на  СНГ, в состав которого входят более 10 стран, отличающихся не только численностью населения, но и географическими размерами, инфраструктурными особенностями и административным управлением. Именно поэтому, на мой взгляд, не вполне корректно сравнивать рынок медицинского оборудования в Казахстане, с той же Беларусью или Таджикистаном.

Но я хочу отметить одну из наиболее ярких тенденций в странах СНГ за последние три года  – создание функциональных государственных программ по развитию здравоохранения. Данные программы предполагают комплексный подход в модернизации систем здравоохранения, в том числе и укомплектованность общедоступных больниц и диагностических центров современным медицинским оборудованием.

Не секрет, что население планеты увеличивается год от года, но есть еще одна тенденция, на которую мы в Philips обращаем повышенное внимание – это то, что население нашей планеты неуклонно становится старше, а продолжительность жизни людей, имеющих хронические заболевания, увеличивается.

Сектор Philips «Здравоохранение» опирается не только на собственные профессиональные знания в медицинской отрасли, но и на потребности клиентов, занимаясь разработкой приборов, используемых на всех стадиях медобслуживания: от профилактики и диагностики заболеваний до наблюдения, лечения и охраны здоровья, независимо от того, оказывается ли помощь в стационаре или на дому.

Внедряя новые технологии в медицину и выпуская оборудование, используемое в онкологии, кардиологии и области охраны женского здоровья, мы нацелены на лечение таких заболеваний, как рак груди, рак легких, ишемическая болезнь сердца, болезнь коронарных артерий. И наша деятельность в Казахстане в медицинской сфере не исключение, ведь с такими же вопросами и проблемами сталкивается и казахстанская медицина, а активная реализация государственной программы развития здравоохранения на 2011-2015 годы задает основной тон и формирует общее видение как медицинского сектора, так и благополучия населения страны в целом.

На сегодняшний день в Казахстане проходит интенсивное оснащение медицинских учреждений различных уровней современным диагностическим оборудованием, таким как КТ, МРТ, ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография). Государственная программа развития здравоохранения на 2011-2015 годы предусматривает активное внедрение международных стандартов, протоколов и методик диагностики и лечения, а также уделяет особое внимание повышению квалификации кадров, что тоже немаловажно. И эта деятельность будет только усиливаться в ближайшие 5-10 лет.

За последнее время Philips обеспечил один из самых крупных лечебно-диагностических центров Казахстана – больницу №7 в Алматы – оборудованием для магнитно-резонансных исследований. Мы работаем над установкой первых систем позитронно-эмиссионной томографии/компьютерной томографии в Казахстане для республиканского диагностического центра в Астане. В результате участия в программах и тендерах министерства здравоохранения было поставлено новейшее оборудование в Национальный научный медицинский центр, Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии в Астане и Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии в Алматы.

- Будет ли Phillips развивать, в партнерстве с казахстанскими компаниями или в одиночку, какие-то специфические направления медицины, например, ядерную медицину?

- В сегменте ядерной медицины сотрудничество и партнерство Philips с казахстанскими коллегами особенно сильно. В июне этого года мы приняли участие в IV Евразийском радиологическом форуме «Новые горизонты лучевой диагностики, интервенционной радиологии и ядерной медицины», на котором с докладами выступили трое экспертов Philips из России и Израиля. И хотя Philips традиционно является импортером своих решений и разработок, для нас крайне важно не просто поставить новейшее оборудование, но в первую очередь обеспечить должный уровень знаний, подготовки и доступа к актуальной информации для местных специалистов.

И в Казахстане, и в России мы очень плотно занимаемся вопросами образования в медицинской среде. Если мы предоставляем самое современное оборудование, способное помочь быстро и качественно диагностировать или вылечить пациента, а также позволяющее снизить дозу облучения, крайне важно, чтобы этим оборудованием умели пользоваться, чтобы у врачей был доступ к наработкам своих коллег за рубежом, обмен опытом с которыми позволит не только использовать оборудование для повседневной сложной диагностики, но и для проведения локальных медицинских исследований.

Более того, в вашей стране мы активно и тесно сотрудничаем с таким институтами, как Ассоциация радиологов Казахстана, НИИ травматологии и ортопедии, последний, к примеру, участвует в глобальной образовательной программе Международного общества ортопедии (ISS Outreach), поддерживаемой Philips. Именно в рамках данной программы в апреле 2011 года более 100 казахстанских медиков приняли участие в практических мастер-классах и семинарах, посвященных применению МРТ и КТ в травматологии и ортопедии.

Мы всегда рады партнерству и сотрудничеству, и, будучи глобальной организацией, у Philips действительно есть замечательная возможность предоставить казахстанским коллегам доступ к современным разработкам, методам исследования и ведения научной деятельности.

- Будет ли Philips продвигать свои световые решения на базе LED в крупных городах Казахстана? На каких объектах уже внедрены световые решения Philips? Каковы экономические результаты этих проектов? Можете ли Вы рассказать о каких-то других проектах с Вашим участием?

- Активная работа и сотрудничество с муниципальными властями, Союзом инженеров, проектными компаниями и рядом организаций позволяют нам предлагать современные световые решения по всему Казахстану.

Говоря же именно о LED-технологиях, могу привести отличный пример – Дворец спорта им. Балуана Шолака в Алматы, архитектурная подсветка которого практически на 100% выполнена на светодиодном оборудовании Philips ColorKinetics. В Казахстане у нас уже сложилось продолжительное и плодотворное сотрудничество со спортом. Только в 2010-2011 годы оборудование и световые решения Philips были использованы для реконструкции и подготовки к 7-м зимним Азиатским играм таких объектов, как: раскаточный каток, лыжно-биатлонный стадион, высокогорный спортивный комплекс «Медеу» и Международный комплекс лыжных трамплинов.

Также Philips сотрудничает с крупнейшими спортивными аренами Казахстана, включая: центральный стадион Алматы, футбольный стадион в Актобе, теннисный центр в Астане, стадион «Шахтер» в Караганде, стадион «Тобол» в Костанае, стадион «Металлург» в Темиртау, центральный стадион Павлодара. Все эти объекты оборудованы по стандартам UEFA.

Однако спортивные объекты не единственные в Казахстане, где используются решения Philips. Приведу только несколько примеров нашей работы в сегменте профессионального освещения: наши решения использованы для дорожного освещения улиц в Астане, архитектурной подсветки в Актобе, освещения сети супермаркетов Interfood, головного офиса «КазХром» в Актобе, индустриального комплекса «Арселор Миттал» в Темиртау, медеплавильных заводов корпорации «Казахмыс» в Жезказгане и Балхаше.

- Какие продукты из презентованных на выставке в центре Evoluon в Эйндховене и когда будут представлены в Казахстане?

- Я думаю, что, скорее всего, на рынке вообще, и в Казахстане в частности, появятся наши потребительские ноу-хау, а за ними уже и новейшие разработки в области освещения, а именно органические светодиоды. Что же касается медицины, то тут придется немного подождать. Наши ученые работают вместе с врачами и пациентами для того, чтобы лучше понимать, что именно требуется усовершенствовать и доработать в сфере диагностики, лечения и домашнего ухода. Инновации, которые являются результатом данного сотрудничества, внедряются и дорабатываются в нашем подразделении «Здравоохранение», которое, в свою очередь, ответственно за разработку рыночной стратегии и вывод новых технологий на рынок.

Процесс внедрения новых медицинских разработок на рынок часто занимает много времени, так как требует клинических испытаний, проверок и более долгой сертификации. Только после прохождения всех этих процедур мы можем представить наши медицинские разработки в качестве продуктов. В среднем же вывод новых медицинских разработок на рынок занимает от 3-5 лет.

- Каковы результаты деятельности Philips в регионе в 2010 году? Каких показателей по объемам продаж и прибыли Вы хотите достичь в Казахстане и регионе ЦА в 2011 году? За счет каких продуктов и рынков будут обеспечены эти объемы?

- Как я уже говорил, мы уделяем равнозначное внимание всем сегментам нашей бизнес-деятельности в Казахстане. Однако с реализацией государственной программы по здравоохранению, а также с учетом тенденции перехода на энергоэффективные технологии могу отметить, что потенциал для развития и сотрудничества в этих двух сферах особенно высок. Кроме того, не могу не сказать и о том, что и в сегменте потребительских товаров Philips представляет целую линейку экологичных продуктов, это и телевизоры со светодиодной подсветкой, экономящие электроэнергию, и другие продукты, отмеченные европейским знаком качества и соответствующие рекомендациям по защите окружающей среды.

Наверное, повторюсь, но мы стараемся не рассматривать страны в отдельных сегментах – Philips должен быть представлен как единая компания инновационных решений. Что же касается наших общих глобальных планов, бизнес-портфель компании Philips хорошо позиционирован как в отношении привлекательности рынков, так и по территориальному охвату, что позволяет максимально использовать потенциал мировых тенденций. Большинство направлений нашей деятельности имеют под собой надежную основу для органичного роста и обеспечения прибыльности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤