Как привлечь инвестиции в стартапы?

Развитие интернет-бизнеса в Казахстане Всемирная паутина за годы своего существования претерпела множество изменений. На зар...

Развитие интернет-бизнеса в Казахстане

Всемирная паутина за годы своего существования претерпела множество изменений. На заре появления интернета его использовали в работе, это была деловая среда. После широкого распространения, когда интернет вошел практически в каждый дом, это стало развлечением. Сегодня же на интернете зарабатывают, и он приносит неплохой доход удачливым предпринимателям.

Первую строчку в рейтинге самых доходных сайтов занимает Google. Рабочий день многих казахстанцев начинается именно с Google. Корпорация давно вышла за пределы американской жизни, для 77% пользователей английский не является родным языком, а 67% живут за пределами США. Google настолько плотно вошел в наш обиход, что появился глагол «гуглить», который означает искать что-либо. Поисковая система, запущенная в 1998 году, в 2006 году достигла оборотов в $6,1 млрд, а сегодня Google приносит своим владельцам $691,27 в секунду. Вторыми по доходности являются Amazon, сайт, продающий книги, компьютеры, украшения и многое другое. За секунду сайт зарабатывает для своего владельца $607,75. Третью строчку в рейтинге самых доходных занимает еще один поисковик с кричащим названием Yahoo. 12 апреля 1996 года Yahoo.com выпустил свои акции. При номинальной цене в $12 за штуку к концу дня они продавались уже по $33. На сегодня сайт зарабатывает $228,31 в секунду.

Проекты Казнета, к сожалению, не могут похвастать такими доходами. Так, представители казахстанского сайта фоторепортажей VoxPopuli рассказали, что сайт окупается на 50%. «При ежемесячных расходах в 3,9 млн тенге в этом месяце мы впервые вышли на доход в 2 млн тенге», – сообщил Алишер Еликбаев, руководитель проекта VoxPopuli. И это не самая худшая история интернет-проекта в Казнете.

Другие представители казахстанских интернет-проектов менее откровенны. Руководители сайтов обычно не делятся информацией об уровне своих доходов, рентабельности проектов. Ответы на вопросы об окупаемости проекта у всех стандартные: «инсайдерская информация», не подлежащая широкой огласке». Однако факт остается фактом, истории Казнета не известен случай посекундного исчисления прибыли с сайта.

В Казахстане есть достаточное количество молодых людей с идеями оригинальных сайтов. Да и сумма денег, необходимая для интернет-стартапа, не столь значительная. «В среднем для стартапа в интернете вполне достаточно от $5 тыс. до $30 тыс.», – считает Асет Нурпеисов, исполнительный директор Интернет-ассоциации Казахстана. Сумма, необходимая для старта интернет-проекта, варьируется от результата, который вы хотите получить. Например, такой масштабный проект как социальная сеть потребует инвестиций в сумме, равной примерно $1 млн. Ну, а на простой доступный сервис достаточно будет и $5 тыс.

Нуркен Халыкберген, PR-консультант, также считает сумму в $30-40 тыс. достаточной для создания стартапа в интернете. «Большие суммы в проекты можно вкладывать при условии гарантированной прибыли, а такие небольшие суммы можно вливать и в более рискованные проекты», – считает г-н Халыкберген.

Эксперты из «Яндекса» говорят о том, что инвесторов, которые готовы финансировать интернет-стартапы – даже на начальной стадии их развития – сейчас много. «Например, у нашей компании есть программа «Яндекс.Фабрика», в рамках которой стартапы могут получить небольшое финансирование на разработку прототипа, доработку продукта или дальнейшее развитие проекта», – рассказала Ксения Елкина, менеджер по работе со стартапами компании «Яндекс».

Специалисты отмечают на рынке большое количество инвестиционных возможностей. Инвесторы понимают, что отрасль только начинает развиваться и в таких условиях легче занять свою нишу, вовремя вложившись «Я не видел еще ни одного стартапера, который не может найти инвестиций, сейчас на самом деле дикое количество возможностей», – отмечает г-н Халыкберген.

Но проблема в том, что рынок стартапов СНГ очень молод, поэтому, к сожалению, качество проектов в целом оставляет желать лучшего. «Создается впечатление, что за те несколько поколений, которые жили в социалистическом обществе, люди разучились заниматься предпринимательством: они не понимают, как строить бизнес на своем стартапе, не могут сформулировать, для кого они делают продукт. В худшем случае они делают его просто для того, чтобы продать крупному инвестору и заработать много денег», – сетует г-жа Елкина. У казахстанских стартаперов должно сложится четкое понимание, что инвестируют не в идею, а в полноценный проект с хорошо подготовленным бизнес-планом.

Василий Ульянов, руководитель казахстанского портала Nur.kz, считает, что «важным компонентом для стартапа является команда, которая понимает, что необходимо делать для развития проекта». Но, по мнению г-на Ульянова, в Казахстане мало кто понимает, что такое интернет-бизнес. Поэтому людей, чьи попытки привлечь инвестиции оказываются удачными, – не так много.

Стартаперы на цифрах должны продемонстрировать инвестору, что этот бизнес реально привлекателен и на нем можно будет заработать. «Мы ищем людей, которые понимают свой рынок, являются экспертами в том деле, за которое взялись, уже сформировали хорошую команду и готовы реализовать все то, что придумали», – пояснила г-жа Елкина. Именно по причинам плохого понимания тонкостей интернет-бизнеса и способов привлечения инвестиций из тысячи с лишним стартапов (в том числе казахстанских), которые отсмотрела компания «Яндекс» с апреля 2010 года, пока профинансировано лишь три.

«У нас люди не привыкли вкладывать в непонятные им вещи, такие как интернет, где все не совсем ясно и понятно, особенно если сам реципиент инвестиций ничего толком объяснить не может», – заметил г-н Нурпеисов. Казахстанские эксперты сошлись во мнении, что привлечь деньги в интернет-магазины значительно легче. Во-первых, здесь минимизированы риски вложений товаром. Во-вторых, в этом бизнесе понятно, что зарабатывать будут посредством продажи товара. А вот с сайтами, создающими свой контент, ситуация сложнее, как заработать на них человеку несведущему, понять трудно. «Именно стартапы интернет-магазинов привьют культуру инвестирования в интернет-проекты в Казахстане», – считает г-н Нурпеисов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤