Ностальгический юмор

До экранов казахстанских кинотеатров добралась многострадальная комедия Жантемира Баймухамедова «Шу-Чу». Слухов и домыслов об...

До экранов казахстанских кинотеатров добралась многострадальная комедия Жантемира Баймухамедова «Шу-Чу». Слухов и домыслов об этой картине ходило довольно много, подтвердить или развеять их мы попросили самого Жантемира.

- Расскажите, что Вас, известного в стране шоумена и музыканта, побудило дебютировать в кинорежиссуре.

- Дело в том, что в далеком 1996 году я посмотрел фильм «Трэйнспотинг» Дэнни Бойла, который на меня очень повлиял. Именно тогда я заболел кино и очень долго вынашивал идею своей первой картины. Полноценно идея фильма сформировалась в 2003 году, а в 2005-м я приступил к съемкам.

- Тематика фильма сама по себе довольно щекотливая и непривычная для отечественного кино. Почему Вы решили снимать фильм о приключениях в Чуйской долине?

- Просто я вспомнил свою молодость. Ребят с нашего двора. Вспомнил начало девяностых. Кое-какой опыт у меня был при раскопках городища Баласагун, несколько недель, пока шли раскопки, я слышал множество историй и приключений, связанных с этой местностью, так созрела некоторая часть материала для будущего фильма. И я посчитал, что эта тема может быть близка и понятна многим людям не только в Казахстане, но и во всем мире.

- Жанр фильма «Шу-Чу» позиционируется как трэш-комедия. Жанр довольно-таки сложный, так как четких определений у него нет. Какими работами в жанре трэш Вы вдохновлялись при создании своей картины?

 - Я посмотрел огромное количество фильмов из серии «Кино не для всех», но сказать, что я под кого-то конкретно «косил» я не могу. На меня повлияли уже упомянутый «Трэйнспотинг» и «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино в свое время. Я пытался держать ритм повествования, как в «Трэйнспотинге», ну а все остальное – это мое авторское видение. Да, наверняка будут проводить какие-либо параллели, но это же авторское кино, где ты имеешь право фантазировать как тебе угодно. А о том, что это трэш-комедия, мне сказали специалисты, то есть когда я над ней работал, я не задумывался, в каком жанре я снимаю. Для меня это была первая такая работа. А до этого я снимал, как бы это не было смешно, свадебные фильмы, в которых люди хотели сниматься. Там мы работали над сценарием, и можно сказать, что именно благодаря этому опыту я набил руку. Я замечал, над чем люди смеются. Это была своего рода проба пера. Плюс я добавил свои шутки, которые пользовались успехом в интернете, многое почерпнул из съемок клипов. Но за съемки фильма я взялся только тогда, когда понял, что созрел.

А что за жанр? Я не могу дать четкие определения. Авторское кино? Да, безусловно! Арт-хаус? Можно и так сказать. Трэш-комедия? И это будет верно.

- Насколько известно, над картиной Вы работали не один. Вашим соавтором был Арсен Килибаев…

- Да, сценарий мы писали вместе с Арсеном. Потом Арсен уехал в Великобританию на учебу, но оттуда корректировал фестивальную судьбу фильма, после чего он вернулся в Москву, и мы уже работали над продвижением фильма в Российской Федерации.

 Арсен – это мой сопродюсер, человек, с которым мы продвигаем этот фильм. Но сейчас он в Москве, я в Алматы – и в связи с этим есть определенные сложности в нашей совместной работе. Но Арсен по-прежнему отвечает за прокат фильма в России.

- Фильм «Шу-Чу» уникален тем, что его снимал непрофессиональный режиссер с непрофессиональными актерами. Но съемки фильма – это довольно трудоемкий процесс с массой нюансов, который должен был кто-то координировать. Были ли у Вас на съемках такие люди?

- Само собой. Я прекрасно понимал это, когда набирал команду. На первом этапе таким человеком стал Дастан, чью фамилию, я, к сожалению, не помню, но это очень известный человек в кинематографических кругах, на втором этапе создания был Сергей Доттер, который, помимо того, что был художником, стал еще и директором картины.

- Второй особенностью картины является тот факт, что фильм целиком и полностью Вы снимали на собственные деньги. Насколько это было сложно?

- Это было ужасно сложно. Я никому никогда не советую снимать фильм на собственные деньги, но, с другой стороны, это удобно тем, что тебе никто не указывает, как снимать, что снимать. Ты целиком и полностью отвечаешь за свой фильм. Но любой режиссер скажет, что снимать на свои деньги – это неправильно, но я снял, и остался этим доволен. Скажем так, я заплатил за учебу.

- А каков бюджет картины?

- На производство ушло $600 тыс., но если учитывать все проценты по кредитам, которые мне пришлось выплатить, то это уже будет ближе к миллиону долларов.

- О вашей картине было много слухов о том, что фильм «Шу-Чу» станет своего рода ответом Саше Барону Коэну и фильму «Борат». Насколько эти домыслы являются оправданными?

- Скажем так: есть бренды и есть тренды. Вот сколько вы сможете назвать вещей или явлений, по которым Казахстан известен за рубежом? Медео? Байконур? А если упомянуть о Чуйской долине, которая известна не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире, то мы подключаем к своему фильму аудиторию всего мира, которая тем или иным образом имеет отношение к марихуане. Почему мы не может гордиться тем, что у нас есть.

Ведь тот же Саша Барон Коэн в своих фильмах не раз прибегал к теме марихуаны, ведь это действительно смешно. И на западе много комедий было на эту тему. Я считаю, что через тему Чуйской долины мы сможем донести до западного зрителя и другие наши ценности, такие как Байконур, «Казахстан-2030». А мы, в свою очередь, можем запустить в мире свой тренд – например, фестиваль рок-музыки в Чуйской долине.

- Вы также сыграли в фильме одну из главных ролей. Так и планировалось или Вы просто не подобрали актера на эту роль?

- Нет, я писал эту роль специально для себя. Просто с четвертого класса я обивал пороги «Казахфильма», хотел сниматься в кино, считал, что могу. Но меня не брали. Ну раз не берут, я нашел другой способ.

- Но ведь это уже не первая Ваша роль в кино?

- Да, до этого я снимался в фильмах «Курак корпе» Рустема Абдрашова, у очень талантливого парня Игоря Цая в фильме «Цугцванг». Также я снялся в картине «Гитлер Капут!», но, к сожалению, мой эпизод вырезали.

- Каковы Ваши ожидания от премьеры «Шу-Чу»?

- Я знаю, что этот фильм будут очень много ругать, как это у нас часто бывает, но я уверен, что найдутся люди, которым этот фильм понравится. И сейчас я хочу заниматься только производством кино: как режиссер, как продюсер и как актер. Само собой, совмещая это с моей музыкальной карьерой. Но с чем я точно покончил, это моя, скажем так, «банкетная деятельность», проведение корпоративов, свадеб и прочего.

Фильм «Шу-Чу» выходит на экраны 6 октября. С одной стороны, это трэш-комедия о приключениях четырех молодых алматинцев в Чуйской долине, с другой стороны – ностальгическая история, рассказанная человеком, которому сейчас далеко за тридцать. И хотя еще неизвестно, как сложится прокатная судьба фильма, но Жантемир Баймухамедов уже сейчас готовит сценарий ко второй и третьей части фильма «Шу-Чу».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤