КМГ усиливает диверсификацию бизнеса
Диверсификация бизнеса позволит не только накопить опыт работы в нефтяном секторе, но и самостоятельно разрабатывать некоторые...
Диверсификация бизнеса позволит не только накопить опыт работы в нефтяном секторе, но и самостоятельно разрабатывать некоторые проекты внутри Казахстана и за его пределами.
22 сентября нацкомпания «КазМунайГаз» и Китайская национальная нефтехимическая корпорация Sinopec Group подписали Меморандум о взаимопонимании. Стороны намерены развивать сотрудничество в сфере разведки и добычи нефти, переработки газа, нефтепереработки и нефтехимии, инжиниринговых и технических услуг, информационных технологий. Стороны планируют сотрудничать внутри Казахстана и за его пределами.
К более тесному партнерству стороны пришли постепенно. Ранее они договорились совместными усилиями модернизировать Атырауский нефтеперерабатывающий завод, а в сентябре 2009 года компания Sinopec Engineering (дочерняя компания Sinopec Group) выиграла тендер на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ.
По сути, нацкомпания входит в партнерские отношения с крупными нефтяными компаниями, чтобы набраться опыта, и на его основе освоить весь спектр работ и услуг, которые выполняют нефтяники.
Чтоб не пропасть поодиночке
В своем недавнем интервью «Казахстанской правде» председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Кайргельды Кабылдин обозначил основную задачу. Отметив, что доля нацкомпании в общереспубликанском объеме добычи жидких углеводородов составляет почти 28%, он раскрыл главный приоритет – войти в число 30 крупнейших нефтегазовых компаний мира по запасам и добыче нефти.
КМГ активно сотрудничает с китайскими ресурсными компаниями. Среди самых крупных проектов – строительство нефте- и газопровода Казахстан – Китай. В 2005 году совместно с китайцами построен магистральный нефтепровод Атасу – Алашанькоу. Пропускная способность на первом этапе составляет 10 млн тонн в год с последующим расширением до 20 млн тонн в год. Общий объем инвестиций – $806 млн.
Проект нашел свое продолжение. КМГ и Китайская национальная нефтяная компания подписали соглашение об основных принципах строительства второго этапа нефтепровода Казахстан – Китай. Причем участок нефтепровода Кумколь – Атасу уже построен.
Кроме того, с 2007 года КМГ активно участвует в строительстве газопровода Казахстан – Китай (участок газопровода Туркменистан – Китай). Проект осуществлялся ТОО «Азиатский Газопровод», созданным 15 февраля 2008 года на паритетной основе АО «КазТрансГаз» («дочка» КМГ) и Trans-Asia Gas Pipeline Limited (аффилиированная компания китайской CNPC).
К концу 2012 года планируется доведение мощности газопровода до 30 млрд. куб. м в год. Дальнейшее развитие газопровода до 40 млрд. куб. м в год будет реализовано в комплексе с проектом «Строительство магистрального газопровода Бейнеу – Шымкент.
Сегодня стороны договорились начать строительство второго участка газопровода.
В мае 2009 года КМГ, ОАО «Газпром» и ГК «Туркменгаз» пришли к соглашению по строительству Прикаспийского газопровода. Проект несколько застопорился из-за отсутствия больших объемов дополнительного газа в Казахстане и Туркменистане.
Совместно с корейским консорциумом в период с 2005 по 2007 годы КМГ готовился к разведке на участке «Жамбыл», с индийской компанией «ONGC Videsh Limited» на участке «Сатпаев», с китайским консорциумом в составе Китайской национальной морской нефтяной компании и Китайской национальной нефтяной корпорации (CNOOC и CNPC) – по проекту «Дархан».
В сфере нефтехимии и нефтепереработки КМГ сотрудничает с американской компанией Honeywell-UOP, разработавшей ТЭО реконструкции и модернизации НПЗ «ПетроКазахстан Ойл Продактс», итальянской компанией «Eni s.p.a». КМГ разработал программу развития АО «Павлодарский НХЗ» на 2010-2014 годы. А 29 октября 2009 года КМГ подписал контракт на строительство на условиях «под ключ» со стратегическим партнером Sinopec Engineering (Китай) по проекту строительства комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ. А совместно с французами (компания Axens) и россиянами из ОАО «Омскнефтехимпроект» разрабатывается проект строительства комплекса по глубокой переработке нефти на Атырауском НПЗ.
К примеру, заведующий кафедрой международных отношений Университета Гафгаз (Азербайджан) Ровшан Ибрагимов считает, что КМГ старается выйти на другой уровень зрелости. «Благодаря набранному опыту и финансовым возможностям компания планирует стать интегрированной структурой, участвующей на всех без исключения уровнях энергетической отрасли. В перспективе КМГ планирует стать транснациональной компанией, участвующей в проектах на территории Казахстана и за ее пределами. Это повысит престиж компании, она сможет устойчивее конкурировать на мировом рынке, а, следовательно, увеличатся доходы. Хотя все это обусловлено наличием некоторых нюансов, в частности, правильной организацией работы, высококлассного менеджмента, технологий, благоприятной обстановки на рынке», – подчеркнул г-н Ибрагимов.
Эксперт Института политических решений, экономист Сергей Смирнов заметил, что для властей вопросы транспортировки нефти и газа на мировые рынки намного важнее вопросов глубокой переработки углеводородного сырья на отечественных предприятиях. «Около 90% добытой сырой нефти идет на экспорт, а действующие в республике нефте- и газоперерабатывающие заводы работают по топливному варианту. Результат – практически все потребности республики в пластмассах, каучуке и прочей нефтехимической продукции сегодня удовлетворяется за счет импорта, ежегодно составляющего, по экспертным оценкам, свыше $2 млрд. А ведь до 1990 года в Казахстане действовало около 20 крупных предприятий химической и нефтехимической отрасли. Сегодня из этих предприятий работают лишь единицы», – констатирует он.
По словам г-на Смирнова, ранее проведенная КМГ модернизация отечественных НПЗ не дала особого эффекта. «Что же даст планируемая КМГ на заемные средства очередная модернизация НПЗ, увидим через 2-3 года. Таким образом, говорить сегодня об активной деятельности КМГ в сфере отечественной нефтепереработки и нефтехимии не приходится: все осуществляется на китайские кредиты и при участии китайских же компаний. Вместе с тем строительство трубопроводов осуществляется также по аналогичной схеме», – говорит эксперт.
Добровольцы поневоле
Однако КМГ не ограничивается международным сотрудничеством. Параллельно казахстанское правительство содействует компании в увеличении ее доли в проектах, которые уже функционируют.
Поначалу прогнулись инвесторы, контролирующие «ПетроКазахстан» и Кашаган. В середине 2006 года «ПетроКазахстан» уступил «РД КМГ» 33% акций, а спустя полтора года, еще до принятия нового Налогового кодекса, в начале 2008 года доля КМГ в Кашагане выросла с 8,33 до 16,81%.
Причем на Кашагане КМГ не только увеличил свою долю, но и «напросился» в партнеры по разведке и добыче.
Летом прошлого года КМГ и компания «Шелл Казахстан Девелопмент Б.В.» в рамках Северо-Каспийского проекта подписали соглашение акционеров. Согласно документу, КМГ вошел в компанию по добыче и эксплуатации NC Production Operations Company B.V. (NCPOC) на паритетных условиях с компанией «Шелл». Сделка осуществляется KMG Kashagan B.V. (на 100% дочерняя компания КМГ).
Как отмечалось в сообщении пресс-службы КМГ, «в результате подписания данного соглашения КМГ и «Шелл» становятся официальными партнерами по операциям по добыче и эксплуатации, что позволит им объединить свои усилия для своевременной реализации проекта».
Уже потом настала очередь Karachaganak Petroleum Operating (KPO) – консорциума компаний, объединившихся для реализации Карачаганакского проекта. В консорциум входят BG Group, Eni, доля каждой из которых составляет 32,5%, а также Chevron – 20% и ЛУКОЙЛ с долей 15%.
Отношения между консорциумом и казахстанским правительством обострились, когда последнее обвинило KPO в неуплате экспортных пошлин, в ответ консорциум обратился в международный арбитраж с иском, превышающим $1 млрд. В первой декаде декабря 2009 года из неофициальных источников стало известно, что Правительство Казахстана может купить 10% акций КРО примерно за $1 млрд. Консорциум не согласился, сославшись на Соглашение о разделе продукции.
А уже 7 сентября 2011 года председатель правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев сообщил, что до конца октября 2011 года «КазМунайГаз» закончит переговоры по поводу приобретения 10% доли в проекте «Карачаганак».
КМГ при содействии со стороны правительства нарастил свою долю в Кашагане, «ПетроКазахстан» и Карачаганаке.
По мнению г-на Смирнова, увеличение доли участия КМГ в таких крупных нефтегазовых проектах влечет для компании не только рост влияния и доходов, но и еще более значительный рост расходов на реализацию этих проектов. Последнее особенно актуально по Кашагану.
По словам Ровшана Ибрагимова, столь мощный пресс со стороны государства может сказаться на инвестиционном климате. «Не стоит забывать, что крупные месторождения уже распределены, а в Кашагане были проблемы, – продолжает он. – Но цели правительства очевидны. Оно рассчитывает восполнить вероятный пробел за счет увеличения возможностей и мощностей КМГ. Казахстан верит, что на данном этапе развития страны нефтяная компания должна самостоятельно вовлекаться в крупные проекты, начиная их реализовывать на территории республики».