Первые ласточки

Как идет реструктуризация долгов павлодарского пивзавода С того момента как АО «Роса» перестало отвечать по своим финансовым...

Как идет реструктуризация долгов павлодарского пивзавода

С того момента как АО «Роса» перестало отвечать по своим финансовым обязательствам, прошло два года. В начале текущего года завод «дефолтнул» уже и перед поставщиками и сотрудниками. В ситуацию 22 июня вмешалась команда антикризисных менеджеров во главе с Ермеком Тайчибековым. О первых результатах ее работы и будущем крупного пивоваренного завода с историей в 135 лет мы поговорили с новыми управляющими. Прежде всего мы попросили описать ситуацию, с которой команда столкнулась в первые месяцы работы на заводе. Отметив, что «Роса» была доведена «до ручки», председатель правления Ермек Тайчибеков задал динамичный деловой тон встрече.

– В первую же неделю работы мы провели совещание по вопросу финансового положения компании, на котором выяснилось, что для производства практически нет запасов сырья и расходных материалов. То есть деятельность фактически могла остановиться уже в июне. На предприятии скопилась такая куча долгов, какую компания точно не могла погасить разом, а задолженность по заработной плате достигла трехмесячного уровня.

Чистый убыток за первое полугодие 2011 года превысил 230 млн тенге, при продажах на уровне в 343 млн тенге. При этом финансовая задолженность составила 3,3 млрд тенге, а долг перед поставщиками – 300 млн тенге. Так, в первой половине 2011 года компания перестала отвечать по всем своим обязательствам. И если в 2009 году предприятие оказалось в дефолте перед финансовыми кредиторами, то в 2011 году – уже и перед своими сотрудниками.

На вопрос о том, какие решения принимались для стабилизации ситуации ответил финансовый директор Андрей Власов.

– Разрешение ситуации мы начали с проведения переговоров с поставщиками и предложили им комфортный график погашения нашей задолженности. Оптимизм почувствовался в том, что по итогам первых двух месяцев работы большинство уже подтвердили свою готовность поддержать завод.

Вторым направлением стала работа с дебиторами компании. Крупная часть дебиторской задолженности висела на так называемых «трейдах» (дистрибьюторах – прим. авт.), созданных по инициативе прежнего собственника для выведения прибыли за пределы завода. Наиболее платежеспособным дебиторам были предоставлены оптимальные графики погашения их задолженности, а также часть их имущества была взята в залог. Таким образом, мы добились того, что навстречу уже пошли дистрибьюторы из Тараза, Уральска и Караганды. В настоящее время ведем переговоры с крупным дебитором из Астаны, задолженность которого составила более 150 млн тенге. В отношении злостных должников поданы иски на взыскание суммы долга, по ряду возбуждаются уголовные дела. Как пример, возбуждено дело по факту мошенничества в отношении руководителя ТОО «Бесмаркет» в Семее.

Одновременно с этим на заводе были произведены выплаты по заработной плате, производственный персонал получил надбавку к заработной плате с двойным коэффициентом, параллельно из штата были выведены так называемые «парашютисты» (имеется в виду «золотой парашют», предоставляемый компанией отдельным сотрудникам – прим. авт.). Административный же персонал был горизонтально ротирован с целью усилить позиции центров доходов.

В результате в июле удалось восстановить производственную деятельность, и теперь предстоит отойти от «рваного» производства, при котором мы несем большие сверхнормативные потери. Это были важнейшие оперативные действия в отношении работы на перспективу. Теперь необходимо было создать собственный торговый отдел и развивать прямые продажи. Кроме того, была подготовлена программа финансового оздоровления АО «Роса» с горизонтом планирования 10 лет.

Дальше рассказывать о стратегических задачах, стоящих перед руководством, взялся коммерческий директор и член антикризисной команды предприятия Петр Данилов.

– Ключевыми целями, естественно, остаются восстановление платежеспособности предприятия, повышение доходности и, соответственно, увеличение рыночной стоимости компании. Но для этого, в первую очередь, перед собой мы поставили тактическую задачу повышения качества выпускаемой продукции. На первом этапе оно должно быть сопоставимо с известными казахстанскими производителями.

Помимо этого, мы намерены усилить портфель продаж новыми рентабельными направлениями и, соответственно, брендами. В сентябре мы запускаем новую марку питьевой воды «AquaNovitas». Весной следующего года в портфель выпускаемых пивных брендов войдет мейнстрим-сегмент. Эконом-сегмент сохранит 80% объема производства, но 20% будет выделено под мейнстрим.

Очевидно, что глупо было бы не воспользоваться возможностями Таможенного союза, открывшего доступ казахстанской продукции на российский рынок. И нам очень важно успеть закрепиться на нем. Сейчас мы конкурентны по соотношению «цена-качество». Уже возникают договоренности с дистрибьюторами из Новосибирска и Омска, а это города-миллионники. Цена бутылки «эконом» пива в перерасчете там составляет 125,5 тенге против 100, установившихся в Северном Казахстане.

И, наконец, «Роса» не будет оставаться монопроизводством, замкнутым только на производстве напитков. На базе большого имущественного комплекса в 7 га будут развиваться другие производства и услуги. Сейчас просчитывается их экономика.

Второе дыхание

Возвращаясь к роли человеческого фактора на производстве, мы попросили раскрыть отношения и с коллективом. В условиях кризиса платежеспособности особенно интересно, как удается сохранять основной костяк персонала, и как меняются его задачи.

Петр Данилов: «На заводе работают более 170 сотрудников, и примерно 100 работников его обслуживает извне. Постоянно проходит горизонтальная ротация сотрудников. К примеру, сейчас усиливается кадрами отдел продаж, ранее отсутствующий как структурная единица.

Самое главное – нам удалось стабилизировать микроклимат на предприятии. Массового оттока сотрудников, как это было ранее, не наблюдается. Производственный персонал завода получил надбавку в зарплате, а также повысилась стабильность выплат в целом. Мы считаем, что производственный и технический персонал – это ключевой актив завода подобного уровня. Рынок труда переполнен сотрудниками специализации администрирования, бухгалтерии и финансов, в то время как отсутствуют варщики, сотрудники КиПа и, как показал последний опыт, даже энергетики».

По словам Ермека Тайчибекова, в работе коллектива все же есть серьезные огрехи: «Большинство сотрудников приняли безразличную модель по отношению к заводу, говоря «это не моя работа» или «я не умею это делать». В первые дни нашей работы мы обозначили следующую задачу для сотрудников: научиться мыслить и поступать по-предпринимательски. Это предполагает активно обсуждать проблемы завода, предлагать пути решения и принимать риски по их исполнению. Но пока, к сожалению, процесс продвигается вяло. Тем не менее, приближается зимний период, и в этот период сезонного спада та часть персонала, которая не сможет или не хочет перестроиться, вероятно, попадет под сокращение.

Сейчас для сотрудников руководство практикует политику открытых дверей для вопросов и предложений, разъясняя планы и стратегию компании, поскольку задачи поставлены амбициозные, и остается только действовать».

К концу беседы мы не смогли обойти один из главных вопросов – реструктуризацию финансовой задолженности. Очевидно, успешный исход данного процесса может сделать эту компанию первой ласточкой, а основных кредиторов прогрессивными в лице бизнес-сообщества, расширив казахстанский опыт и практику преодоления кризисных ситуаций.

Андрей Власов: «На данный момент мы провели несколько раундов переговоров с крупными залоговыми кредиторами и облигационерами. По итогам этих встреч мы оценили общий настрой кредиторов, и он умеренно позитивный. Кредиторы проявляют готовность предоставить отсрочку по погашению основного тела долга, но не намерены снижать его стоимость. И их позиция понятна.

Со стороны компании, мы видим, что можем реалистично ответить по своим долгам в течение последующих 10 лет, то есть до 2021 года. Однако важно сделать оговорку, что при этом 20% тела долга должно будет снижено уже в ближайшее время. Нагрузка процентными платежами на протяжении последних трех лет съедала подавляющую часть прибыли и соответственно свободного денежного потока. К сожалению, прогнозы указывают, что ситуация может только ухудшиться.

Этот момент мы намерены обговорить с нашими кредиторами на общем собрании, которое пройдет в конце сентября. Одновременно с этим мы обозначим кастомизированный подход к процессу реструктуризации. В частности, при готовности кредитора пойти на больший срез долга, наша компания может ускорить сроки выплаты основного долга и соответственно увеличить размер годового платежа».

К сожалению, несмотря на успехи антикризисной команды, очевидно, что «Роса» не справляется без помощи и поддержки со стороны кредиторов. Попросту с карты бизнеса Казахстана может исчезнуть производство с историей в 135 лет, а у кредиторов останется неприятный осадок и значительная часть невостребованных обязательств.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤