За кулисами информационных потоков

Традиционное представление о репортерах меняется С момента своего появления информационные агентства (ИА) являлись специализ...

Традиционное представление о репортерах меняется

С момента своего появления информационные агентства (ИА) являлись специализированными информационными предприятиями, обслуживающими СМИ. Однако наступивший век информационного общества подстегнул интерес к быстрой информации у всех слоев общества. Теперь каждый хочет получать оперативные политические, экономические, социальные новости или новости культуры, что называется, «из первых рук».

Ветер перемен

В связи с этим ИА перешли на новый этап своего развития и претерпели некоторые изменения.

Так, по словам Ольги Коваленко, генерального директора – главного редактора ИА «Новости-Казахстан», «традиционно потребителями услуг информационных агентств были только средства массовой информации. Однако современная аудитория ИА значительно расширилась. Сейчас читателями агентств стал весь мир».

По сути, в наше время информационные агентства становятся в один ряд с онлайн-изданиями. «В целом работа ИА очень похожа на работу любых других онлайн-СМИ», – дает оценку современной ситуации г-жа Коваленко. В связи с этим обстоятельством возникают и некоторые особенности работы источников информации в интернете.

«Мы ищем подробности, сравниваем сообщения из разных источников, приводим дополнительную информацию, ставя задачей максимально полно ввести читателя в курс дела и ответить на его, пусть и незаданные, вопросы. И стараемся делать это быстро. При этом еще и отсекаем оценочную и эмоциональную составляющую», – описывает свою работу Алексей Гапеев, заместитель главного редактора «Ленты.ру», подчеркивая при этом, что «Лента» не является информационным агентством.

И именно с этими обстоятельствами существования в онлайн-режиме и связывает г-н Гапеев главную сложность в работе – нехватку кадров. «Найти подходящего сотрудника на небольшие, в общем-то, деньги (хотя и выше среднего по отрасли) очень сложно, поясняет эксперт. – От простого редактора в новостном онлайн-издании зависит очень многое: он должен не просто выдать качественный текст, но и сделать это не в ущерб скорости. Более того, из-за оперативности работы у нас нет возможности несколько раз перепроверять написанное, поэтому на редакторе лежит большая ответственность за содержание. Он должен владеть не только русским языком, но и основами html, знать иностранные языки, и, по-хорошему, разбираться в том, о чем пишет. А писать приходится почти обо всем», – заключает г-н Гапеев.

И былое не оставляет нас

Кроме новых нюансов в работе, которые приходится учитывать ИА, растущий спрос на информацию подстегивает неправомерное ее использование. С чем зачастую приходится сталкиваться современным агентствам. «ИА «КазТАГ» перманентно ведет борьбу за свои авторские права, которые постоянно нарушаются как не очень популярными, так и известными СМИ. Немногие понимают, что информация это такой же ценный товар как бренд или продукция «Мерседес-бенц», «Луи Виттон», «Сони», – поясняет ситуацию Асет Матаев, заместитель главного редактора ИА «КазТАГ».- Когда газеты или интернет-сайты публикуют информацию, не имея на нее прав и иногда даже не ссылаясь на первоисточник, то они или не понимают, что занимаются банальным воровством или притворяются», – заключает он.

С другой стороны, существует и общая для всех отечественных СМИ проблема. Получение ответов на запросы СМИ от госорганов весьма затруднено по времени. Как известно, любое средство массовой информации всегда работает в «авральном» режиме. Однако ответ от казахстанских государственных органов заставляет себя ждать некоторое время, и к этому времени он становится неактуальным. Между тем, надо отметить, что случаются и приятные исключения.

Деньги в кассу

Один из самых первых вопросов, который возникает при рассмотрении любого рода деятельности, – это источники финансирования данного предприятия.

«У добротного онлайн-СМИ основной источник дохода – рекламный. Кроме того, некоторые не брезгуют заказными материалами. Еще кто-то извлекает доход из смежных мероприятий, например, устраивая «круглые столы» в чьих-либо интересах», – утверждает г-н Гапеев.

В то же время, по мнению г-на Матаева, «многие агентства в Казахстане и за рубежом финансируются финансово-промышленными группами, государством, а иногда даже спецслужбами этих стран».

Кроме изложенного выше, одним из новых источников прибыли и при этом весьма значительным для ИА является СМС-рассылка. «Эта услуга довольно популярна в нашей стране. Ведь когда человек не имеет постоянного доступа в интернет, но при этом хочет всегда оставаться в курсе событий, очень удобно получать свежие новости сразу на свой сотовый телефон», – утверждает г-жа Коваленко.

При всем при этом по оценке участников рынка их предприятия являются самоокупаемыми компаниями, хотя и с минимальным доходом. «Наша организация финансово самостоятельная. Если в первое время мы брали кредиты на развитие, то на данный момент мы рентабельная организация, которая может самостоятельно себя содержать, – заверяет зам генерального директора ИА «КазТАГ». Как и во всяком успешном бизнесе, любому проекту требуется своя ниша и фишка. Но в Казахстане, как известно, нет ни одного «суперприбыльного» СМИ, а все доходы уходят на содержание сотрудников, офиса и немного – на развитие», – заключает г-н Матаев.

С выводами своего казахстанского коллеги согласен и заместитель главного редактора «Ленты.ру». «На самоокупаемость мы вышли лет пять назад, с тех пор доходы растут, но инвесторам, по моим сведениям, значительной доли они не приносят», – заявляет г-н Гапеев.

Несмотря на то, что подопечные им организации эксперты оценили как самоокупаемые, ситуация на всем рынке онлайн-СМИ не столь радужна. «В целом же по рынку, насколько мне известно, прибыльными являются лишь единицы, лидеры, остальные же онлайн-СМИ, если не являются приложением к бумажной или иной версии, то представляют из себя затратные предприятия», – полагает г-н Гапеев.

Движущиеся картинки вместо слов

Рост широкополосного доступа в интернет и снижение затрат на производство видеоконтента формируют тенденцию использования видео как одного из приоритетных способов передачи информации. Современный пользователь все больше хочет не читать новость, а смотреть ее. Видео быстро становится главным инструментом по двум причинам: оно интересно и, что более важно, убедительно.

Информационные агентства в этом смысле не исключения. ИА работают в общемировом тренде, и их работа меняется вместе с изменениями во всем мировом информационном пространстве. «В связи с этим среди контента агентств появляется все больше видеосообщений. Однако трудно в этом вопросе делать какие-либо прогнозы относительно того, какой вид информации, печатный или видео, будет превалировать в будущем», – считает г-жа Коваленко.

В заключение отметим и то, что информационные агентства оказались довольно закрытыми организациями. К примеру, в ИА «Интерфакс-Казахстан» отказались давать какие-либо комментарии по поводу своей работы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤