Нефтяное королевство

В гости к шейху Можно ли узнать другую страну за 10 дней? Наверное, да – если настроен позитивно, готов к открытиям и экспер...

В гости к шейху

Можно ли узнать другую страну за 10 дней? Наверное, да – если настроен позитивно, готов к открытиям и экспериментам. Но зачастую формат путешествий – галопом по Европам – не предполагает полноценного погружения в местные обычаи и культуру. И уж совсем безумие – ждать глубоких впечатлений от поездки, когда по плану – пять эмиратов из семи возможных. Так я рассуждала, пакуя чемодан и читая в интернете отзывы и статьи об одной из самых любимых туристами стран Персидского залива.

По одежке не только встречают

«Обязательно возьми с собой юбку до пят и рубашку с длинным рукавом», – наставляла меня подруга. И, видимо вспомнив мой гардероб, задумчиво добавила: «Впрочем, лучше сразу купишь там хиджаб». Ее опасения в целом оказались напрасными. В крупных городах – Дубаи и Абу-Даби спецодежда не требуется. Никому и в голову не придет  забросать камнями или плюнуть в туриста, не привыкшего чрезмерно укутываться в 50-градусную жару. Прикрыть грешное тело попросят разве что для посещения мечетей или других объектов, где дресс-код – не просто слова.

Зато в некоторых эмиратах (особенно в Шардже и Аджмане) одеться скромнее – значит следовать инстинкту самосохранения. Совсем ни к чему будить у местного населения (не очень-то разбалованного видом женских прелестей) пространные эротические фантазии.

В Шардже слово «дресс-код» буквально не сходило с уст гида. Так что мини-юбки и микрошорты долго ждали своего «звездного часа» в чемодане.

К тому же выяснилось, что иногда даже статус гостя не позволяет (как мужчинам, так и женщинам) пропустить в баре по коктейлю в неподобающем случаю наряде. «Мадам, у меня в багаже только шорты, нет другой одежды», – уже с пятой попытки пытался умилостивить администратора ночного клуба мой коллега. День выдался динамичный и потому прорваться в бар отеля ближе к полуночи – единственному в этой стране источнику спиртных напитков – для него было делом принципа. В итоге, поворчав с полчаса на местные порядки, согласился одолжить мои узкие белые брюки, весь вечер то и дело бросая осторожные взоры по сторонам и сетуя на свой «нетрадиционный» имидж.

Нордический Восток

Это не знойная курортная Турция и не романтическая Италия, где местные мужчины обращаются к вам не иначе как «белла» и «гюзель-ханым», а женщины не упустят случая поболтать о моде, о погоде. Арабские джентльмены в лучшем случае проигнорируют, в худшем – холодно оглядев с головы до ног, тут же обсудят вас со своими спутниками. Причем абсолютно неважно, одеты ли вы по-европейски легко или упакованы с головы до пят. Женщина-иностранка в Эмиратах – зрелище более-менее редкое, а потому вызывающее уже само по себе. Арабки с не меньшим интересом разглядывают приезжих дамочек. Но как бы силен не был их интерес, разговор первыми не начнут никогда, и вряд ли поддержат вашу инициативу перекинуться парой фраз. Как то раз, за ланчем в одном из ресторанчиков популярного «Dubai mall», я ненавязчиво попыталась обсудить местный шопинг с сидящими неподалеку молоденькими девушками-арабками. Повисшая в воздухе неловкая пауза заставила меня усомниться в пристойности темы, которую я выбрала для диалога. Причем в любой другой стране мы бы наверное еще полчаса проболтали о том о сем и распрощались вполне по-дружески.

Пьянству бой!

И почему туристы из бывших союзных республик так любят ездить в Эмираты, учитывая их тотальную любовь к «ту дабл бэйлис» или «ван мо виски»? В ОАЭ с этим дело обстоит почти так же, как в США во времена сухого закона. Нет, вы, конечно, можете испить продукт зеленого змия в ресторанах, барах при гостиницах, яхт- и гольф-клубах и прочих туристических резервациях. Но прежде чем налить гостю 50 граммов, все эти заведения  вынуждены получить специальную лицензию от властей. Возможность купить банку пива в магазине тоже исключена (постное безалкогольное зелье с отдаленным привкусом хмеля и пивом-то назвать сложно).

В эмирате Шарджа алкоголь вообще не продается нигде. Предупреждение тем, кто любит ездить «со своим самоваром»: когда вас застанут за распитием спиртного на улице, в машине или в парке, радуйтесь, если отделаетесь штрафом в $500-1000. В худшем случае нарушителю закона грозит месяц в тюрьме, депортация или 100 ударов дубинками! Одному из моих знакомых горячие арабские полицейские однажды как следует «наломали бока».

Желающим разнообразить свой досуг – прямая дорога в Дубаи. Однако оказаться в самом демократичном эмирате этой страны – всего 50% успеха. Нужно еще четко знать места, явки, пароли – то есть конкретный адрес дискотеки, клуба или бара (путеводитель вам в помощь). И лучше, если это будет заведение с хорошей репутацией: отнюдь недешево, зато ничто и никто не испортит праздника. К счастью, такие места в Дубаи находятся быстро, и их немало.

Многие ночные клубы пару раз в неделю устраивают так называемые «Lady’s night» – вход и пара коктейлей девушкам бесплатно. Не очень приветствую такие мероприятия, но чтобы не писать о том, о чем понятия не имею, пришлось сходить. Так вот, ничего общего с «добро пожаловать, ночные бабочки!» эти акции не имеют. Хотя, подозреваю, все зависит от уровня заведения и адекватности присутствующих.

Женский день

Мест, куда «мужчинам вход воспрещен», в Эмиратах предостаточно. Это и салоны красоты с непроницаемыми окнами, и закрытые женские клубы, и городские пляжи по определенным дням. Но даже там арабские дамы не слишком злоупотребляют свободой. И однозначно вкладывают в это слово совсем другой смысл, в отличие от эмансипированных до предела европеек.

Хотя некоторых арабок вовсе не назовешь затворницами. Самый яркий пример – вторая жена шейха Дубаи Мохаммеда аль-Мактума. К своим 37 годам дочь иорданского короля принцесса Хайя достигла небывалых высот в общественной деятельности. Под ее руководством несколько благотворительных фондов, образовательных программ и масса других публичных начинаний. Многие в кулуарах осуждают ее бурную деятельность, но всерьез спорить не решаются. Хайя занимает не менее твердые позиции, чем ее высокопоставленный супруг.

Пакистано-филиппинский сервис

Прогулка пешком в Эмиратах – тяжелое испытание по двум причинам: гигантские расстояния и изнуряющая жара (вот что значит не слушать советы бывалых и ездить «не в сезон»!). Выйдя из отеля и преодолев пару километров, принимаешь единственно верное решение – взять такси. Али – таксист из Пакистана (почти все местные таксисты оттуда) долго пытался идентифицировать мою национальную принадлежность. А переспросив раза четыре «так в какой части Карлфахистана вы живете? Уж не в Кандагаре ли?» удовлетворился ответом: «Астана – столица КА-ЗАХ-СТА-НА!»

Решив не задавать больше лишних вопросов, иммигрант из Пешавара взялся лихо «подрезать» соседей в пробке, попутно сообщив, что у него две жены и семеро детей, что уже лет девять живет в Аджмане, но всей душой рвется в Дубаи – вот там «реально беззаботная жизнь… там много моллов». Торговые центры пакистанец упоминает с каким-то особым благоговением и мечтательной улыбкой.

Свежо предание, что в ОАЭ деньги льются рекой, поэтому многие и едут сюда на заработки. Филиппинец Рикардо в эмирате Фуджейра уже 5 лет. Готовя мне на завтрак традиционный арабский салат «Фатуш», интересуется: «А много ли поваров-филиппинцев в Казахстане?» Узнав, что не так уж и много, как бы невзначай начинает выспрашивать об уровне зарплат и вакансиях.

Конкуренция в Эмиратах жесткая, выдерживать планку с каждым годом все сложнее. Подавляющее большинство работников сферы услуг – из Индии, Пакистана, Юго-Восточной Азии, чуть меньше из Африки и стран СНГ.

Из 9 миллионов человек, живущих в ОАЭ, лишь 1 миллион – этнические арабы. Все остальные – это те, кому местный климат, в том числе бытовой и финансовый, заменил уют и спокойствие (а иногда и нищету) родного дома. При таком раскладе арабы могут себе позволить не работать вовсе (причем многие так и делают). А если и трудятся, то исключительно на почетных должностях – как правило, на госслужбе. Женщины о равном труде и не помышляют. А зачем? Ведь и без того дел невпроворот – пройтись по магазинам, попить чаю с подругами, воспитать детей (при помощи многочисленных нянек) и не обделить вниманием мужа. И все счастливы – и первая жена, и вторая, и третья... Вот только никто толком не знает – сколько на самом деле жен ни у шейха, ни у соседа.

Лишь бы кредитка не подвела

Зачем в Эмиратах столько торговых центров и брендовых магазинов? Для кого?

Само собой, на шопинг съезжаются туристы со всего мира, да и работающие в ОАЭ иностранцы мимо здешних магазинов не проходят. Но ведь все без исключения арабские женщины лет с 13 носят одни абаи (черная накидка до пола с длинным рукавом), да и мужчины редко появляются в чем-то ином, как не в привычных гандуре и гутре (мужская арабская одежда – белоснежная длинная рубаха, на голове платок-«арафатка»).

В дизайнерских нарядах местные шопоголики позволяют себе щеголять лишь у себя дома или в гостях. На всеобщее обозрение гардероб выставляют только за границей. Понаблюдав несколько дней, замечаешь – ничто модное этой, на первый взгляд аскетичной, публике не чуждо. Из-под полы абаи нет-нет да и выглянет тонкая шпилька от Christian Loboutin, потертые рваные джинсы или платье из последней коллекции Roberto Cavalli. В белом золоте колец искрятся бриллианты, время сверяют по стрелкам швейцарских часов, по своим женским делам спешат, небрежно захлопывая дверцу Ferrari.

В целом же шопинг в Дубаи впечатляет размахом и бесконечным разнообразием. Огромное число магазинов и колоссальный ассортимент – последние коллекции дизайнеров и парфюмеров всех стран мира, новинки техники, суперкары и ювелирные украшения. Секрет прост – продавцов не облагают налогом, а импортная пошлина обходится всего в 4% (парадокс, но при этом цены вполне соответствуют европейским). Хотя случаются и приятные сюрпризы в виде шопинг-фестивалей зимой и летом. В такие дни скидки могут превышать 70-80%. Одним словом, есть где развернуться, лишь бы кредитная карта не подвела.

Замуж за шейха

А вот ценная информация для тех, кто до сих пор грезит уехать в ОАЭ и сходить замуж за шейха, непременно самого настоящего и сказочно богатого. Во-первых – почти все этнические арабы принадлежат к той или иной знатной фамилии. Проще говоря – каждый второй здесь шейх. Во-вторых – у нерезидента просто нет шансов стать гражданином  этой страны. И не стоит питать иллюзий (так и передайте всем своим подругам, верящим в сказки и Деда Мороза). Даже выйдя замуж за араба, женщина не получит никаких прав, в том числе на собственного ребенка. В случае развода дети, родившиеся на территории ОАЭ, остаются с отцом. Это закон – и исключений не бывает.

Если же у обоих в графе «гражданство» стоит штампик «ОАЭ» – тут просто грех тянуть со свадьбой. Каждая новая ячейка общества получает в подарок от государства более 70 тысяч дирхамов (примерно $20 тыс.).

В остальных случаях шансы на прекрасное далеко с принцем из арабской пустыни приблизительно равны нулю. Я, конечно, не открыла Америку. Вот только драматических «love story» по маршруту СНГ– ОАЭ меньше пока не стало.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤