Каспий: нефть, конфликты, трубопровод

В Актау эксперты обсудят перспективы и проблемы прикаспийского региона Каспий может стать не только нефтеносным благом, но и...

В Актау эксперты обсудят перспективы и проблемы прикаспийского региона

Каспий может стать не только нефтеносным благом, но и «яблоком раздора» для всего региона. И в таком случае ему грозит введение зарубежных вооруженных сил для защиты интересов государств и инвесторов...

Как предотвратить милитаризацию на Каспии, 16 сентября в Актау на международной конференции «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии» будут говорить эксперты из прикаспийских государств. Мероприятие организовано Институтом социально-политических исследований, информационным агентством «ИнфоРос» и «Общественным фондом Александра Князева».

Свое видение вопроса в интервью «Капитал.kz» изложил главный организатор конференции Александр Князев, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

– Александр Алексеевич, в Казахстане было немало конференций, посвященных Каспию, но все с уклоном в нефтедобычу. А ведь «нефтяная тема» – не главная?

– Да, «нефтяная тема» – не главная, она интересна только Казахстану, Азербайджану и Туркменистану. Есть «долгоиграющая» тема юридического характера, тема раздела дна и шельфа. Она чрезвычайно сложна, особенно для Азербайджана, Ирана и Туркменистана, поскольку затрагивает и интересы нефтегазодобычи, и интересы территориальной безопасности.

Кстати, Россия с Казахстаном в этом плане имеют временные двусторонние соглашения, и для них данная проблема не так уж актуальна. Вот Южный Каспий – это действительно зона нерешенных статусных вопросов.

Все проблемы Каспия возникли, по большому счету, с развалом СССР, до того времени, годов так с 1920-х все решалось легко и просто. Это было фактически внутреннее озеро СССР, Иран, имея малую часть побережья, не обладал даже правом иметь там военно-морские силы.

Я думаю, что самая главная из каспийских проблем на сегодня – это сохранение стабильности и недопущение конфликтов в регионе.

– Как эта проблема возникла и почему до сих пор не решена?

– Проблема появилась, когда совладельцами Каспия стали пять государств с довольно разными внешнеполитическими приоритетами. С 1992 года, когда был сформирован Комитет сотрудничества прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан), переговоры этих государств по вопросам решения проблем моря отмечались и взлетами, и падениями.

Для России и Ирана Каспий в большей степени важен в плане обеспечения безопасности. И на этот счет есть много реальных решений и соответствующих действий. В ходе Третьего каспийского саммита, состоявшегося в Баку 18 ноября 2010 года, президентами пяти стран было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, включающее очень важное положение о том, что обеспечение безопасности на море является прерогативой прикаспийских государств.

Но соглашения соглашениями, а еще недавно речь шла и о военном присутствии США с целью обеспечения безопасности нефтегазовых проектов. Азербайджан сумел убедить своих западных партнеров в собственной состоятельности в том, чтобы обеспечивать безопасность маршрутов экспорта сырья, самих добывающих мощностей на морском шельфе, и отказался от предложения разместить на своей территории военный контингент, включая и морскую составляющую. Проект получил общее название «Каспийский страж» (Caspian Guard).

Но есть вполне обоснованные предположения многих экспертов о том, что целью США в ближайшие несколько лет станет создание военно-морской базы на территории Азербайджана для того, чтобы контролировать акваторию Каспийского моря.

У России и Ирана есть еще одна тема для разногласий с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Это отказ Москвы и Тегерана поддерживать любые проекты строительства нефте- и газопроводов по дну Каспия. Именно это предлагают ЕС и США в рамках своих инициатив по созданию новых маршрутов транспортировки каспийских и центральноазиатских ресурсов в обход России.

Казахстан в этом вопросе занимает сдержанные позиции, а, например, Туркменистан готов просто игнорировать интересы других каспийских стран. Россия и Иран в ответ наращивают мощь военного присутствия… Идет милитаризация региона – и нет никаких гарантий, что в случае, например, если Азербайджан даст согласие на присутствие каких-то западных военных сил для охраны своей нефтедобывающей инфраструктуры, что это не спровоцирует возникновения вооруженного конфликта с тем же Ираном.

Именно поэтому в повестке дня нашей конференции, которая пройдет в Актау, есть такой вопрос – экономическая целесообразность трубопроводного строительства на Каспии. К слову, к конференции проявили интерес китайские эксперты – ведь для КНР транскаспийские трубопроводы являются конкурентами в энергетическом сотрудничестве с регионом.

– Александр Алексеевич, а каким образом на изменение ситуации могут повлиять НПО, которые тоже принимают участие в обсуждении проблемы?

– Никаким. Я вообще не верю в НПО как в некую социально-политическую силу. Разве что разрушительного характера, как показывают примеры государственных переворотов в соседнем Кыргызстане…

В нашем случае – все три организатора конференции тоже являются негосударственными, неправительственными. Институт социально-политических исследований из Астаны и мой общественный фонд – это исследовательские, экспертные организации, московское информационное агентство «ИнфоРос» – это СМИ…

Для нас наш неправительственный статус – просто удобное состояние, освобождающее от лишней бюрократичности, позволяющее более оперативно и эффективно решать многие вопросы нашей работы. Это просто удобная форма работы. Мы не можем, да и абсолютно не стремимся, каким-либо образом замещать государства. Но вот озвучить какие-то соображения по ситуации, которые могут, например, дополнить имеющееся сотрудничество на Каспии, или постараться актуализировать какие-то направления такого сотрудничества – вот это работа экспертов. Например, речь на конференции будет идти о коммуникационном потенциале Каспия, который, безусловно, пока велик. Для России и Казахстана – это прямой коридор к портам Персидского залива, который используется, на мой взгляд, довольно вяло.

– На Ваш взгляд, достаточно ли внимания экологической составляющей добычи на Каспии уделяет Казахстан?

– Недостаточно. И это вопрос в основном к тем государствам, которые видят в Каспии лишь кладовую энергоресурсов.

– Каким Вы видите будущее Каспия, исходя из нынешней ситуации?

– Будущее сложно. Каспий – это регион, стабильность которого может быть нарушена в любой момент. Каспий – это мостик между двумя конфликтогенными регионами, Кавказом и Центральной Азией, это часть «дуги нестабильности», спроектированной когда-то Збигневом Бжезинским. Поэтому сегодняшняя внешне местами почти идиллическая картина, сегодняшнее спокойствие, они требуют к себе постоянного внимания и работы по сохранению существующего, пусть и всегда неуверенного, но все-таки мира.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤