О бизнесе малом замолвите слово

Два года прошло со времени принятия в Казахстане закона, который коренным образом изменил систему проверок бизнеса в Казахстан...

Два года прошло со времени принятия в Казахстане закона, который коренным образом изменил систему проверок бизнеса в Казахстане. Причем в лучшую сторону, считает Ирина Тюгина, исполняющая обязанности директора Ассоциации по защите прав предпринимателей Астаны.

Напомним, закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства» был принят 17 июля 2009 года в рамках правительственной программы по реформированию системы проверок средних и малых предприятий.

Поводом для радикальных мер стали жалобы бизнесменов на непрекращающиеся проверки со стороны госорганов, которые мешают бизнесу работать. Президент республики дважды объявлял мораторий на любые проверки, пока разрабатывались нормы нового закона.

Генеральный директор учреждения «Центр обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис» Владимир Ермаков знает о проблемах отечественного малого и среднего бизнеса практически все (центр почти 20 лет оказывает помощь людям в создании собственного дела). И в интервью, данном во время начала работы экспертов над законопроектом, он отмечал, что казахстанский бизнес переживает переломный этап. По его словам, в кризис налоговые поступления в бюджет Алматы сократились на 12%, из 70 тыс. алматинских предприятий малого бизнеса тогда бездействовали почти половина. Одной из причин были проверки.

В 2009 году наконец-то все проверки были упорядочены и из тотальных стали «точечными», говорит Ирина Тюгина.

«Два года назад в Казахстане убрали из законодательства понятие о рейдовых проверках; заработала система оценки рисков», –  объясняет она.

По этой системе субъекты МСБ разделили на три группы: высокого, среднего и незначительного риска. Именно принадлежность к группе отныне определяла частоту проверок, а не личные пожелания чиновников «проверить сразу всю улицу», говорит Ирина Тюгина. «К примеру, кухню детского питания будут проверять чаще – раз в год. А точку, продающую вещи, достаточно проверять раз в 5 лет», – отмечает и.о. Ассоциации по защите прав предпринимателей Астаны.

Важным новшеством стала обязательная регистрация проверяющими акта о назначении проверки в органах правовой статистики (иначе проверка становилась незаконной). Акт давал бизнесменам возможность узнать о сроках и целях проверки заранее. Кроме того, разрешили записывать ход процесса проверки на аудио- и видеоносители.

Представители прокуратуры Сарыаркинского района Астаны сообщили, что теперь в каждом из районов города будут работать так называемые группы оперативного реагирования. По телефону горячей линии их может вызвать на место проверки любой бизнесмен, чтобы выразить свое несогласие с действиями чиновников и зафиксировать нарушения. Однако, говорят астанинские прокуроры, многие незаконные проверки все еще остаются без разбирательства, поскольку предприниматели пока не спешат сообщать об этом в прокуратуру.

Больше всего предприниматели жалуются на действия сотрудников финансовой полиции. Об этом они говорили на встрече с представителями прокуратуры, которая прошла в конце августа в Астане.

Бизнесмены недовольны тем, что на встречах с представителями финпола сотовые телефоны заставляют сдать при входе, как и удостоверение личности. Финансовые полицейские порой ведут себя не совсем этично. «Мы не только вас в лицо знаем, мы знаем и название вашей фирмы. Завтра придем к вам на проверку и найдем, как с вас взять такие штрафы, что вы закроетесь», – говорит о работе сотрудников финпола одна из представительниц астанинского МСБ.

Еще одной большой проблемой остается получение присужденных в судебном порядке средств. Судебные исполнители требуют от 10 до 20 процентов от этой суммы за исполнение решения, сетуют предприниматели.

Ирина Тюгина уверена, что за следующие 5-6 лет будет наработана достаточная судебная практика, чтобы исполнение нового закона, который сам по себе весьма совершенен, стало эффективным. Только после этого, по ее словам, в нем можно что-то еще улучшать. Кроме того, самим предпринимателям тоже нужно учиться защищать свои права. «Сейчас главное изучать законодательство и предпринимателям, и проверяющим. Иначе получается, что встречаются два лица, которые знают закон «слегка», – говорит г-жа Тюгина.

Все эксперты сходятся на том, что Казахстану еще предстоит прийти к пониманию, что большая часть налоговых поступлений в бюджет идет не от штрафов, а от доходов и налогов физических лиц. К примеру, в США и Европе на них приходится 15% всех поступлений в бюджет, а у нас пока нет и двух процентов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤