Концессия для инвесторов

Республика развивает государственно-частное партнерство Казахстан приглашает инвесторов принять участие в концессионных прое...

Республика развивает государственно-частное партнерство

Казахстан приглашает инвесторов принять участие в концессионных проектах на сумму в несколько миллиардов долларов. Об этом рассказали в АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».

В мировой экономике концессия становится все более популярной формой управления госсобственностью. Она подразумевает, что государство передает концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов или объектов инфраструктуры. Взамен оно получает вознаграждение в виде разовых или периодических платежей.

Объектами концессионного соглашения часто становятся аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ, общественного транспорта, спорта и культуры – то есть те объекты, которые не могут быть приватизированы из-за своей социальной значимости. Благодаря такому социально-частному партнерству Казахстану удастся значительно снизить бюджетные расходы на крупные инфраструктурные проекты.

В ближайшее время РК собирается реализовать по схеме концессии 18 проектов стоимостью $8 млрд. Сейчас на стадии конкурса находятся 7 проектов, еще для десяти разрабатывается технико-экономическое обоснование, а один проект уже находится на стадии переговоров и заключения договора.

«В соответствии с законодательством  Казахстана максимальный срок концессии, – 30 лет, пояснил директор департамента концессионных проектов центра Аслан Булатов. – Ответственность за финансирование проектов ложится на концессионеров, а государство будет частично компенсировать расходы в период эксплуатации объекта».

По закону «О концессиях» потенциальный концессионер должен иметь собственный капитал, который составит не менее 20% от  стоимости объекта концессии. Также он должен иметь аудированную финансовую отчетность за последние два года.

Проекты должны будут быть построены, введены в эксплуатацию и переданы в собственность государства. Затем инвестор получит объект для его дальнейшей эксплуатации  на праве владения и пользования, но без права распоряжения. Например, концессионер будет содержать и ремонтировать построенные дороги, а также собирать с водителей плату за проезд (максимальные ставки этой платы будет определять правительство).

В виде концессии предлагается реконструировать участок четырехполосной дороги «Алматы –Хоргос» длиной 300 км. Проект стоит $1,5 млрд. Период эксплуатации концессионером – 26 лет. Участок является частью международного автотранспортного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

По информации АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», предложение итальянской компании «Impregilo S.p.A», которая в 2009 году победила в тендере на этот проект, было признано несоответствующим существенным условиям конкурсной документации. И сейчас Министерство транспорта и коммуникаций РК ищет новые источники финансирования проекта.

На дороге «Астана – Караганда» реконструкция стоимостью $700 млн нужна четырем участкам. Здесь будет введена интеллектуальная транспортная система. Стоимость реконструкции оживленной трассы «Алматы – Капшагай» длиной 100 км стоит $430 млн. Эксплуатация будет разрешена инвестору в течение 20 лет.

Реконструкция участка дороги «Ташкент – Шымкент» займет 3 года, а срок эксплуатации составит 27 лет. Стоимость проекта – $460 млн. Инжиниринговая компания ARUP по контракту с ЕБРР уже консультирует Казахстан в вопросах структурирования этой концессии, проведения тендера и заключения договоров. По всем этим проектам Минтранском готовится объявить конкурс.

С применением механизмов концессии планируется реализовать и масштабный проект строительства и эксплуатации Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), который был приостановлен из-за кризиса. Это будет пилотный проект, поскольку впервые будут использованы инструменты проектного финансирования. Сейчас в мажилисе находится законопроект РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам проектного финансирования», который призван создать условия для использования этого инструмента.

Стоимость дороги, по данным Центра, – $560 млн. Срок строительства – 3 года, срок эксплуатации – 25 лет. БАКАД позволит перенаправить на себя основной поток автомобилей и разгрузить улицы Алматы. При БАКАД создадут всю придорожную инфраструктуру, логистические и складские комплексы. Конечно же, дорога будет платной.

По механизму концессии будут построены железнодорожный вокзал на станции Мангышлак и автовокзал в городе Актау.

Концессионер за свой счет (с возможностью привлечения кредита) построит здание вокзала, гостиницы, багажного отделения на станции. Эксплуатация объектов, согласно технико-экономическому обоснованию (ТЭО), будет осуществляться 27 лет. Доходную часть проекта составят доходы от сдачи в аренду помещений и площадей вокзала. Со стороны государства предполагается компенсация части инвестиционных затрат концессионера в пределах стоимости объекта.

«NPV инвесторов (на вложенный акционерный капитал) является положительной и составляет 248,8 млн тенге. Данные показатели говорят о коммерческой привлекательности проекта для инвесторов», – говорится в комментариях Центра. Согласно приведенным Центром данным, IRR проекта для инвесторов составляет 12%, что является  максимальной ставкой процента по кредиту при нулевой рентабельности.

Проекты по строительству и эксплуатации теплоэлектроцентралей в Караганде и Жезказгане тоже планируется осуществить по механизму концессии. Срок строительства ТЭЦ-4 (Караганда) и ТЭЦ-2 (Жезказган) – 8 лет. Срок реализации – не более 30 лет. Предполагаемая стоимость строительства ТЭЦ-4 – $1,3 млрд, ТЭЦ-2 – около $500 млн.

Еще один крупный концессионный проект – расширение Актауского международного морского торгового порта в северном направлении. Цель проекта – увеличение мощностей порта Актау для роста его пропускной способности.

Концессионное предложение Минтранскома предполагает строительство трех причалов, расположенных вдоль береговой полосы. Это комплекс генеральных грузов и контейнеров, сухогрузный и зерновой терминалы. Стоимость строительства – порядка $120 млн.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤