Без волокиты и очередей

Именно так оказывают электронные услуги в Казахстане В Казахстане выдано уже более двух миллионов электронных справок, но ст...

Именно так оказывают электронные услуги в Казахстане

В Казахстане выдано уже более двух миллионов электронных справок, но страна продолжает изучать опыт Сингапура, где все электронные услуги с 2004 года оказывают только в электронном виде. Об этом на «круглом столе» на тему: «Развитие электронных услуг на портале «электронного правительства» рассказал заместитель председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции РК Олжас Бектенов.

«Архитектура «электронного правительства» в целом у нас уже есть, этот этап мы уже прошли, есть база данных юридических, физических лиц. Теперь дело за массовым внедрением электронных услуг», – отметил он.

Кстати, министр связи и информации Аскар Жумагалиев, который побывал в Сингапуре для знакомства с опытом внедрения электронного правительства, в своем блоге восхитился уровнем организации процесса.

«Первое, на что мы обратили внимание, изучая опыт Сингапура в развитии электронного правительства, – у них Центры обслуживания населения эволюционировали. Там их называют «CitizenConnect», где нет операторов, которые принимают документы и выдают услуги. Только консультанты, которые помогут гражданину на оборудованном рабочем месте самостоятельно получить электронную услугу. К этому, безусловно, постепенно придем и мы», – пишет министр. Он сообщает, что поручил председателю комитета, занимающегося деятельностью ЦОНов и развитием е-услуг, использовать опыт Сингапура – и проработать возможность подачи документов на замену паспорта или удостоверения личности в онлайн-режиме.

АО «Национальные информационные технологии» к 2012 году планирует сократить перечень необходимых для выдачи справки документов вдвое, «что в итоге приведет к тому, что гражданам Республики Казахстан придется на 32 млн документов предоставлять меньше», сказал директор департамента экспертизы и анализа АО «НИТ» Денис Леднев. Сейчас казахстанцы в виде оригиналов и копий предоставляют 62 млн (!!!) документов.

Кроме того, в этом году НИТ планирует наладить реализацию трех композитных (комплексных) услуг. То есть гражданин один раз обратится на портал электронного правительства (не контактируя с чиновниками), и следующие связанные услуги будут оказываться автоматически, без лишних справок.

Например, если в семье родился ребенок, то прежде нужно было идти получать свидетельство, собирать пакет документов для прописки и выдачи свидетельства о рождении, потом еще один пакет на получение пособия, на постановку в очередь в детский сад… Теперь казахстанцы смогут получать комплексную услугу. Для этого нужно подать заявку на портале, и автоматически будет выдано свидетельство о рождении, начислено пособие по рождению ребенка, и автоматически же появится очередь в детский сад. Сейчас НИТ ведет переговоры с банками второго уровня по вопросу реализации оплаты услуг через портал электронного правительства.

По словам Олжаса Бектенова, первое время после того, как справки о зарегистрированных правах на недвижимость стали предоставлять исключительно в электронном виде, «было много противников и сомневающихся». Иные нотариусы отказывались работать с электронными справками, и даже самые «продвинутые» из них считали, что такую справку легко подделать.

«На самом деле проще подделать печать и подпись на бумажном документе, – говорит Олжас Бектенов, – а вот бар-код электронного документа и его электронный номер подделать невозможно. И всегда подлинность документа можно перепроверить через портал».

Он напомнил еще один важный плюс: если раньше некоторые справки по недвижимости можно было получить за $100 у нечистоплотных посредников, а сейчас это занимает несколько секунд и совершенно бесплатно.

Заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Асхат Оразбек подчеркнул, что следующий этап в развитии е-услуг – их оплата через интернет.

«В частности, я знаю, сейчас МВД реализовало оплату налогов на транспорт, пошлин, штрафов и т.д. Ну и дальше будем двигаться в этом направлении. На сегодняшний день у нас 74 электронных услуги автоматизированы», – говорит г-н Оразбек.

В прошлом году число пользователей портала электронных услуг выросло в пять раз и достигло 15 тыс. человек. В прошлом году выдано 400 тыс. электронно-цифровых подписей. В мировом рейтинге готовности к электронному правительству Казахстан поднялся с 81 на 46 место.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤