Спасибо за все!

Владимир Смирнов – самый титулованный и выдающийся казахстанский спортсмен. С этим фактом не будет спорить никто. На первенств...

Владимир Смирнов – самый титулованный и выдающийся казахстанский спортсмен. С этим фактом не будет спорить никто. На первенствах планеты и олимпийских стартах у уроженца Щучинска богатый урожай: 4 золота, 4 серебряных награды, две бронзы. На Олимпийских играх в Калгари Владимир завоевал два серебра и одну бронзу, в Лиллехаммере два серебра и одно золото, и одну бронзовую медаль Смирнов завоевал в Нагано в 1998 году. Эта медаль стала для Владимира последней в его славной карьере. Нет у нас в стране более титулованного спортсмена.

Огромного уважения заслуживает отношение Владимира к своей родине. Будучи русским, живя в Швеции после распада Советского Союза, и связанный с Казахстаном по сути лишь бирюзовым паспортом, он, тем не менее, всегда подчеркивал, что он русский не из России, а из Казахстана. Была у Смирнова возможность и огромный соблазн поменять спортивное гражданство, как делали тогда многие спортсмены и тренеры Казахстана, благо такого чемпиона как Смирре с радостью приняло бы любое государство. Не нужно забывать и эпоху, на время которой пришелся зенит карьеры Смирнова. Первая половина 90-х была временем испытаний для нашей молодой страны. В спорте не было денег вообще.

В условиях полного отсутствия поддержки со стороны государства, ничего не требуя для себя, Смирнов всегда стремился высоко поднять флаг Казахстана. И сколько раз ему это удавалось!

Звездный час Смирнова пробил в 1995 году на чемпионате мира по лыжным гонкам в канадском Тандер Бэе, когда Смирре первенствовал в трех из четырех дисциплин, а еще в одной занял третье место. К сожалению, этот чемпионат мира воочию увидеть не удалось, поэтому радоваться за успехи соотечественника приходилось лишь по газетным репортажам и редким новостным выпускам по телевидению. Лично у меня при упоминании имени Владимира Смирнова сразу же всплывают два воспоминания из детства и юности.

Воспоминание первое: 1988 год. Мне неполных семь лет и мы с папой смотрим телевизионную трансляцию с зимней Олимпиады в Калгари. Идет лыжная эстафета среди мужских сборных. Из всего состава лыжной команды СССР папа почему-то выделяет двух Владимиров: Сахнова и Смирнова. На мой вопрос, чем Сахнов и Смирнов лучше и почему остальные двое, фамилии которых я тогда не запомнил (это были Девятьяров и Прокуроров), хуже, папа ответил, что остальные не хуже, просто Владимиры – наши!

Почему именно Сахнов и Смирнов наши, я понял только через три года, когда понятие «советский» перестало существовать, и остались определения «российский» и «казахстанский». А в то время я, шестилетний пацан, так и не понял это, ведь тогда в детстве все казались своими, советскими, как учили в детском саду. К слову, в тот день «наши» Смирнов и Сахнов свои этапы прошли очень хорошо, ведь после двух первых этапов сборная СССР шла на первом месте. Но Девятьяров и Прокуроров своими падениями на третьем и четвертом этапах отбросили сборную СССР на второе место и тем «лишили» Сахнова и Смирнова заслуженного золота Олимпийских игр. Сами Девятьяров и Прокуроров уже имели золотые награды Калгари за успехи в предыдущих дисциплинах.

Похвалы папы в адрес «наших» и ругань в адрес «не наших» я в тот день взял на заметку, чтобы блеснуть ими в садике, за что впоследствии отца вызывали к заведующей.

Воспоминание второе: февраль 1994 года. Мне 13 лет, я учусь в седьмом классе. Это было воскресенье, и все готовились к понедельнику. А в далеком Лиллехаммере шел последний день зимней Олимпиады. Вместо подготовки к контрольной я весь день провел в волнительном ожидании последней лыжной гонки лиллехаммерской Олимпиады. Да что я? Весь наш двор в те дни только и обсуждал, что два обидных серебра Владимира Смирнова на этих играх. Кляня на чем свет стоит Бьорна Дэли (на всю жизнь запомнил это имя), два раза опередившего Владимира на финише, мы с ребятами с надеждой ждали воскресного 50-тикилометрового марафона. Ждали и верили в Смирнова. Он должен был победить.

И он стал победителем. С огромным отрывом он опередил всех своих соперников на своей не коронной дистанции. До сих пор помню, как я от радости скакал по квартире, орал как сумасшедший, а младший брат с угрюмым видом учил уроки (завтра ведь в школу) и смотрел на меня как на сумасшедшего. Едва закончилась церемония награждения, как все мы с друзьями высыпали во двор, чтобы поделиться своими эмоциями и разделить радость друг с другом. Несмотря на то, что завтра надо было идти в школу, я не мог уснуть допоздна и весь вечер ходил счастливый.

А сколько еще казахстанцев сделал счастливыми в тот день Смирре, невозможно представить. Ведь вся страна в те дни следила за событиями из Норвегии.

По сей день из всех достижений Смирнова самым дорогим для меня является его героическая победа на олимпийских играх в том далеком феврале 1994 года. 27 февраля 1994 года. Этот день настолько врезался мне в память, что я до сих пор помню вкусный мармелад, купленный мамой, помню снег, который шел с утра до вечера, помню еще не убранную елку, стоящую рядом с телевизором, и не выученные уроки, за что схлопотал двойку по контрольной работе в понедельник.

Говорят, что жизнь измеряется не количеством прожитых лет и прожитых дней, а количеством ярких моментов в ней. В тот заснеженный вечер Владимир Смирнов подарил мне самое яркое воскресенье моей юности. Низкий вам поклон, Владимир Михайлович. Спасибо за все.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤