С «легкой» нефтью

О том, как добывается нефть в Саудовской Аравии, рассказывает российский нефтяник Антон Шакиров исполнил мечту тысяч казахст...

О том, как добывается нефть в Саудовской Аравии, рассказывает российский нефтяник

Антон Шакиров исполнил мечту тысяч казахстанских абитуриентов – после окончания вуза начал работать в нефтяной отрасли, да еще и за границей. И не просто за границей, а в стране, которая является мировым лидером нефтедобычи – Саудовской Аравии. После вуза он работал в России, потом в Омане. Специализация Антона – применение электроцентробежных насосов (ЭЦН) для добычи нефти и воды. Он – руководитель группы технической экспертизы, работает в компании Alkhorayef Petroleum на заводе WSP (Western Submersible Pump), где производятся эти насосы. Антон рассказал «Капитал.kz», как работать за рубежом, об особенностях добычи «легкой» нефти и перспективах отрасли.

– Антон, в чем особенности менталитета саудовских нефтяников, трудно ли с ними сработаться, как Вы решали языковой вопрос?

– Говоря о специалистах, работающих в Саудовской Аравии и в целом на Ближнем Востоке, нужно понимать, что персонал здесь многонационален. Основную рабочую силу составляют выходцы из Индии, Пакистана, Филиппин, арабских стран (Египет, Судан, Иордания, Йемен, Сирия и др.) и, конечно, местные жители.

Наиболее ответственные позиции занимают специалисты из США, Великобритании и стран Европы. Спонсорами, СЕО и партнерами зарубежных компаний являются, как правило, местные холдинги и частные предприниматели.

Из своего опыта могу сказать, что языковой и культурный барьер исчезает примерно через полгода-год работы за рубежом, когда начинаешь понимать местные менталитет, традиции и этику ведения бизнеса. Также хотелось бы отметить, что в последние годы значительно возросло количество специалистов из России и СНГ, работающих на Ближнем Востоке, благодаря текущим крупным проектам и развитию отечественного бизнеса как в нефтяных, так и в нефтесервисных компаниях.

– Что нужно знать и уметь, чтобы успешно работать в отрасли в Саудовской Аравии?

– Нефтяная отрасль Саудовской Аравии отличается передовыми технологиями. Знание технологий и опыта в регионе очень важно. Другой основой успеха здесь является способность брать на себя ответственность, очевидно, по этой причине руководящие должности занимают экспаты. Выполнение планов и стабильность хорошо вознаграждается и поможет быстрому росту карьеры. Терпение не будет лишним, так как бизнес-процессы, встречи и переговоры происходят неторопливо – в первые месяцы работы это бросается в глаза.

– А как влияет климат на добычу нефти – облегчает или усложняет?

– Климат Саудовской Аравии достаточно жаркий, в этом году температуры уже зашкаливали за +50. Все наземное оборудование, в частности, электрооборудование, изготавливается здесь в жаропрочном исполнении или монтируется в кондиционированных помещениях.

Работа людей на месторождениях в летнии месяцы также осложнена жарким климатом, особенно в месяц Рамадан, который перемещается все ближе к середине лета. Все местные компании планируют основные работы «в поле» с раннего утра до полудня, затем после обеда до захода солнца (около 6 вечера). В пустынях Саудовской Аравии, Кувейта, Омана и Ирака часто происходят песчанные бури, которые очень опасны при выполнении любых операций на устье скважины или других объектах на месторождении. В целом риски снижаются обеспечением требуемых мер безопасности и подготовки персонала.

– Вопрос об особенностях ближневосточной нефти. С одной стороны, мы знаем, что нефти в регионе «легкие» – добывать их проще той же казахстанской «тяжелой» нефти, да и стоят они дороже... Но есть ли и в такой нефти свои нюансы?

– Вы правы – себестоимость добычи арабской «легкой» нефти очень низкая, если говорить об эксплуатационных затратах и в первую очередь об удельной потребляемой мощности на баррель нефти.

Но с другой стороны, капитальные затраты на обустройство и строительство скважин достаточно высоки в связи с жесткими требованиями нефтяных гигантов, работающих в данном регионе – Saudi Aramco, Kuwait Oil Company, Chevron, Shell, British Petroleum и др.

Нефтяные месторождения Ближнего Востока очень разнообразны в плане характеристик нефти и условий пластов. Для каждого месторождения или иногда для каждой отдельной скважины применяются различные технологии борьбы и предупреждения осложнений добычи. Мы работаем с нефтью различных характеристик по плотности, вязкости и составам попутных газов. К примеру, в Кувейте и Саудовской Аравии есть несколько месторождений с «тяжелой» нефтью вязкостью 1000-5000 мПа-с, где мы применяем винтовые и центробежные насосы специальной конструкции. Как преимущество добычи ближневосточной нефти можно отметить низкую обводненность продукции и, соответственно, низкие затраты по борьбе с солями, эмульсиями и другими проблемами из-за наличия воды.

С другой стороны, недостаток воды для поддержания пластового давления приходится восполнять бурением водозаборных скажин, как правило, большой производительности (максимальный дебит оборудования УЭЦН, которое мы поставляем в Saudi Aramco для водяных скважин, превышает 60000 баррелей в сутки – более 10000 м3 в сутки).

– Каковы, на Ваш взгляд, особенности нефтедобычи в Саудовской Аравии?

– Как известно, ОПЕК, где Саудовская Аравия главный игрок, является мировым лидером по экспорту нефти, соответственно решения по выработке запасов всегда имеют политический контекст. В периоды низких цен на нефть добыча ограничивается, и это напрямую сказывается на сервисных компаниях региона. В данный момент цены на нефть колеблются около $100 за баррель, в связи с чем ранее законсервированные месторождения начинают вводиться в эксплуатацию.

– Каковы перспективы в целом?

– В плане перспектив хочется отметить начало разработки объектов трудноизвлекаемых запасов в Саудовской Аравии, которые до сих пор не были интересны для местных нефтяных компаний. Данные проекты потребуют внедрения технологий, новых для Ближнего Востока, и международного опыта.

– Антон, есть ли ощущение, что нефть действительно заканчивается и эйфории больше не будет?

– Пик добычи Саудовской Аравии еще не наступил. Я думаю, и мировая добыча еще не достигла своей точки перегиба. Новые регионы, такие как Арктика, Западная Африка и новые оффшоры по всему миру говорят нам о необходимости идти дальше, применять более и более изысканые технологии. Самое интересное еще впереди.

– Есть ли у Вашей компании планы выхода на наш рынок?

– У нас есть желание выйти на рынок УЭЦН в Казахстане и уже есть опыт работы с соседними государствами – в России (Лукойл-ConocoPhillips, ТНК-ВР и Роснефть) и в Туркменистане (Туркменнефтегаз). На данном этапе развития нашей компании производство полнокомплетных установок в Казахстане не планируется. При наличии контрактов на поставку оборудования, как правило, мы оснащаем сервисные и ремонтные базы для УЭЦН в каждом регионе. Такие сервисные центры уже существуют в Африке (Египет, Ливия, Судан), на Ближнем Востоке (Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия) и в Юго-Восточной Азии (Индонезия).

– Где бы Вы хотели еще поработать?

– Думаю, интересно поработать в Азии или в странах Латинской Америки.

– А в Россию вернуться не думаете?

– Когда я впервые побывал на Ближнем Востоке, думал, «посмотрю и вернусь домой», фактически я здесь уже около 4-х лет и в этом году возвращаться также не планирую.

Особая благодарность за помощь в подготовке материала Андрею Перепелкину

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤