Казахстан заработает миллионы на газах,

если сумеет сократить парниковые выбросы В этом году Казахстан создаст собственную биржу, где предприятия смогут продавать к...

если сумеет сократить парниковые выбросы

В этом году Казахстан создаст собственную биржу, где предприятия смогут продавать квоты на углеродные выбросы. Об этом на прошедшем в Астане форуме ЕБРР сказал вице-министр охраны окружающей среды Руслан Бультриков.

«В этом году законодательно устанавливаются квоты на углеродные выбросы, и мы создадим биржу по подобию европейской», – сказал он во время сессии, где обсуждалось привлечение в регион климатического финансирования.

Европейская биржа EU ETS начала работать в 2005 году. Она объединила национальные торговые системы 25 стран Евросоюза. Объем рынка торгуемых квот уже достиг 40 млн евро ежедневно.

Торговля квотами на выбросы парниковых газов – это один из основных механизмов Киотского протокола. Предприятия и государства, которые с опережающими темпами выполняют свои обязательства по сокращению выбросов углекислоты и имеют излишки квот, могут продавать их на рынке, а другие компании, по-прежнему активно загрязняющие и нагревающие атмосферу выбросами, – покупать их. Продавать свои углеводородные единицы могут и целые страны: списывая их со своей страны и записывая после продажи на другое государство. И, как на любой бирже, здесь есть немало тех, кто просто желает получить спекулятивный доход.

О том, что такого рода сделки становятся все более прибыльными и популярными, говорит и недавний факт хакерской атаки на ETS. Злоумышленники взломали систему и украли часть квот (всего 0,02% – два млн сертификатов), из-за чего началась трехнедельная проверка надежности системы. Со счетов Чехии пропало 500 тыс. углеродных единиц (рыночная цена каждой – 14 евро), которые ушли на счета Польши, Лихтенштейна и Эстонии, а после и вовсе исчезли. Специалисты полагают, что хакеры неплохо заработали, перепродав сертификаты заинтересованным компаниям по цене ниже официальной.

Ранее сообщалось, что казахстанские квоты будут продаваться на Чикагской климатической бирже, которая была открыта еще 10 лет назад. Таким образом, предприятия получили бы доступ к большому международному рынку квот – эта биржа является крупнейшей в мире.

«Тогда же власти Китая начали принимать активное участие в уменьшении углеродных выбросов и добились большого прогресса – с 2005 года число выданных кредитов по этому направлению в КНР занимает первое место в мире», – сказал Хинган Ге, замдиректора департамента по торговле углеводородными квотами Пекинской биржи по экологическим сделкам (CBEEX).

Китай решил создать рынок углеродных выбросов до 2015 года. Сейчас уже выделено шесть провинций, где стартует пилотный проект по уменьшению выбросов.

Так Поднебесная пытается компенсировать тот факт, что наряду с Индией Киотский протокол, который обязывает уменьшить выбросы, не подписывала (из-за Китая подписали, но не ратифицировали документ и США – Америка полагает, что без Китая договоренность не имеет смысла). Казахстан ратифицировал Киотский протокол еще два года назад. Мы обязались к 2020 году сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 15%, а к 2050 – на 25%.

Юрген Кейнхорст из Министерства окружающей среды Германии отметил, что для работы системы во всем мире нужны гарантии на закупки углеродных квот от государств, которых пока нет.

Айген Яикголы, основатель турецкого фонда «Crescen Fund», который инвестирует в проекты «зеленой инфраструктуры», напомнил, что финансирование альтернативных источников энергии становится все более стабильным.

Этот актив останется стабильным и в последующие 50 лет. Катар, например, уже лидер в инновациях в ветроэнергетике. Еще три года назад там ничего не было, а сейчас это очень популярная сфера инвестиций. Арабские инвесторы видят голод от недостатка энергии в мире и делают ставку на этот спрос.

«В моей стране каждые 10 лет потребление энергии удваивалось, и сейчас Турция занимает второе место в мире после Китая по ее потреблению. И потому за последние 6 лет в Турции в альтернативные источники энергии инвестировано $60 млрд. Мы ожидаем получить от них 20 тыс. мегаватт. Правда, окупаемость наступит только через 20 лет», – сказал г-н Яикголы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤