Нефть объединяет

В скором времени могут объединиться две крупные казахстанские компании О возможном объединении АО «Северо-Западная трубопров...

В скором времени могут объединиться две крупные казахстанские компании

О возможном объединении АО «Северо-Западная трубопроводная компания «МунайТас» и ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» заявила Асем Нусупова, управляющий директор по экономике и финансам АО «КазТрансОйл».

В настоящий момент Казахстанско-Китайский нефтепровод состоит из нескольких секций, каждую из которых обслуживают разные компании. Причем и «МунайТас», и ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» имеют общего акционера – «КазТрансОйл». Асем Нусупова подчеркнула, что три обслуживающие компании на одном трубопроводе – это «неэффективно и много».

В случае объединения компаний экономия составит порядка 1,4 – 2,6 млрд тенге в год, что снизит стоимость перекачки нефти и повысит конкурентоспособность тарифа, а также приведет к повышению эффективности управления.

Директор не уточнила сроков слияния, однако сказала, что «это вопрос скорее технический».

«Как ключевой акционер, «КазТрансОйл» будет настаивать, чтобы большая доля в новом совместном предприятии, 51%, была у Казахстана. Это даст возможность получить преимущество в переговорной позиции», – отметила г-жа Нусупова.

Главный вопрос будущего трубопровода – объемы перекачки, которые напрямую зависят от тарифов.

«Если будет конкурентоспособный тариф, который устроит добытчиков (в основном китайские компании, добывающие в Казахстане нефть), то он определит и гарантирование объемов, и вложение новых инвестиций. Надо, чтобы трубопровод развивался, не отнимая продукцию у трубопровода «Атырау – Самара», а за счет новых объемов нефти», – подчеркнула Асем Нусупова.

Она также заявила, что в данные участки запланированы большие инвестиции. В частности, 35 млрд тенге будет вложено в строительство трубопровода «Кумколь – Каргайын» и станции Кызылжар.

Напомним, что договоренность о строительстве первого казахстанско-китайского нефтепровода длиной 2228 км была достигнута еще в 1997 году. Его задача – транспортировка нефти из Средней Азии напрямую в Китай. Направление с Каспийского моря на Синьцзян связано с ожиданием роста добычи нефти на Каспии. Трубопровод принадлежит Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) и казахстанской нацкомпании «КазМунайГаз».

Первая часть трубопровода – от нефтяных месторождений Актобе до Атырау – была завершена в 2003 году. Строительство трубопровода из Атасу в Алашанькоу началось в 2004-ом и завершилось в 2005-ом. Строительство участка «Кенкияк – Кумколь» завершено спустя еще четыре года. К концу этого года планируется его полная загрузка.

Пропускная способность участков трубопровода варьируется от 120 до 200 тыс. баррелей в день и в случае необходимости может быть увеличена до 180-400 тыс. баррелей.

Справка. «МунайТас» – совместное предприятие, созданное 10 лет назад для строительства и эксплуатации нефтепровода «Кенкияк – Атырау», который является частью нефтепровода «Казахстан – Китай». «КазТрансОйл» владеет 51% акций этой компании, а китайская CNPC имеет 49%. По данным отчетов PriceWaterhouseCoopers, аудитора компании «МунайТас», в 2010 году доход составил $37 млн, а стоимость активов достигла $207 млн.

Компания «Казахстанско-Китайский Трубопровод» была основана в 2004 году для эксплуатации нефтепровода «Атасу – Алашанькоу» на паритетной основе (с долями участия по 50%) АО «КазТрансОйл» и CNODC, дочерним предприятием CNPC.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤