Опора на свои силы или бизнес-тренинги?

В казахстанском бизнесе приглашение сторонних консультантов рассматривается как признание собственной несостоятельности Инте...

В казахстанском бизнесе приглашение сторонних консультантов рассматривается как признание собственной несостоятельности

Интенсивно развивающийся в Казахстане рынок бизнес-тренинга уже сложился структурно и институционально, на сегодняшний день даже осуществлена попытка его систематизации. Так, в 2009 году по инициативе и при поддержке Программы BAS было проведено комплексное исследование казахстанского консалтингового рынка. В 2010 году исследование было сконцентрировано на рынке услуг бизнес-тренинга, но, вместе с тем, дало возможность мониторинга показателей по более широким параметрам, охватывающим как тренинговый, так и консалтинговый секторы инфраструктуры казахстанского бизнеса.

Уникальность данного проекта определилась кругом заказчиков, каждый из которых четко обозначил свои интересы и цели в исследовании. Комбинация этих целей позволила сделать исследование комплексным и всесторонним.

Была осуществлена тотальная перепись всех казахстанских компаний, предоставляющих услуги бизнес-тренинга, проведен формализованный опрос около 200 тренинговых компаний, опрос 1000 компаний – реальных и потенциальных потребителей тренинговых услуг, из числа которых для более детального обследования было отобрано 200 компаний, имеющих систематический опыт прохождения бизнес-тренингов. Проводились также глубинные интервью с представителями национальных компаний и холдингов, выступающих заказчиками бизнес-тренингов, с представителями международных институтов, поддерживающих развитие услуг консалтинга и тренинга для казахстанского бизнеса.

Заказчиками исследования явились компании BIRS(Burdock Inco Recruitment Services LLP), Encourage Company, Первый информационный портал о тренингах и семинарах, Клуб бизнес-тренеров Казахстана, Профессиональная HR-ассоциация Казахстана, Тренинговый центр «Orange-Apple», Центр организационного развития «HR Consulting».

Одним из заказчиков исследования стал Казахстанско-японский центр развития человеческих ресурсов. В проведении данного исследования этот центр был особенно заинтересован, так как оно поможет улучшить бизнес-программы, проводимые им в поддержку малого и среднего бизнеса в Казахстане. Важно понимать, какие знания необходимы казахстанским потребителям услуг бизнес-тренинга, чтобы деятельность центра стала более значимой, а потребители ощутили помощь иностранного донора.

Так, согласно данным исследования, в сфере бизнес-тренинга повышается роль казахстанских компаний и уровень доверия к ним потребителей в сравнении с уровнем доверия к иностранным поставщикам услуг бизнес-тренинга. Примерно десятая часть действующих компаний и тренеров достигла действительно высокого профессионального уровня, что находит выражение в оценках поставщиков. Происходит позитивный процесс регионализации рынка. Увеличивается число компаний, оказывающих услуги бизнес-тренинга в регионах.

В целом услуги бизнес-тренинга имеют сравнительно высокий уровень клиентской лояльности. Половина клиентов обращается за услугами бизнес-тренинга повторно к тем компаниям, которые оказывали их ранее.

Вместе с тем на сегодняшний день предложение на рынке существенно превышает спрос. Причины сложившейся ситуации состоят в непонимании подавляющим большинством потенциальных потребителей сути и предназначения бизнес-тренингов, в установках потребителей. В казахстанском бизнесе доминирует психология «опоры на собственные силы», когда приглашение сторонних консультантов и тренеров рассматривается как некое признание собственной несостоятельности.

В большинстве консалтинговых и тренинговых компаний отсутствует систематическая работа по продвижению услуг, осуществляются лишь стратегии пассивного реагирования.

Кроме этого, эксперты отмечают, что рынок крайне слабо брендирован. Фактически на нем пока нет достаточно известных корпоративных и индивидуальных брендов.

В качестве следующих шагов по развитию рынков консалтинговых и тренинговых услуг в Казахстане силами заказчиков исследования разработана специальная программа развития.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤