Коуч научит управлять!

Наиболее часто этой технологией интересуется высшее звено менеджеров Коучинг – явление очень популярное в мире, ежегодно наб...

Наиболее часто этой технологией интересуется высшее звено менеджеров

Коучинг – явление очень популярное в мире, ежегодно набирающее обороты. В нашей стране коучинг стал появляться не так давно, и его развитие у нас пока нельзя назвать стремительным. Причинами тому являются неосведомленность аудитории в вопросах коучинга, а также отсутствие общепринятых норм и стандартов. «Явление новое, не очень понятное для клиентов, привыкших к получению готовых рецептов», – говорит Наталья Бутенко, директор тренинг-центра ATUM-EL. Более того, несмотря на функционирование коучеров, в Казахстане нет единого органа, объединяющего их.

Также нет возможности отслеживать качество предоставляемых ими услуг. «Сертифицированных и профессиональных специалистов по коучингу, которые соответствуют стандартам ICF (Международная федерация коучинга), всего около 20 человек», – говорит генеральный директор агентства бизнес-решений «Step&Grow» Галия Хамитова.

Основной причиной обращения к помощи коучеров, по данным исследования PriceWaterhouseCoopers и Association Resource Center для ICF за 2009 год, является стремление повысить результативность работы в компании. Исследование проводилось в 64 странах среди более 2 тысяч клиентов. Согласно полученным данным, наиболее часто коучингом интересуется высшее звено менеджеров. По результатам опроса, проведенного Ward Howell в 2009 году, были выявлены и детализированы группы сотрудников, для которых использовался коучинг. Так, среди российских компаний 39% – только высший менеджмент, 20% – высший, средний менеджмент и кадровый резерв, 13% – высший и средний менеджмент, 9% – кадровый резерв, 6% – средний менеджмент и кадровый резерв, 4% – высший менеджмент и кадровый резерв.

Ссылаясь на свой опыт, Дмитрий Архипов, генеральный директор ТОО «IPCG», отмечает, что «коучингом в Казахстане пользуется по большей мере средний бизнес». Г-жа Хамитова тоже подчеркивает активность среднего бизнеса в сфере потребления коуч-услуг, «в крупных корпорациях коучинг внедрен на уровне корпоративной культуры», поясняет она. По результатам того же исследования были определенны ситуации, в которых используется коучинг. В первую очередь коучинг используется для решения конкретных бизнес-задач – 42%, поддержки переходов (работа с недавно повышенными сотрудниками) – 29%, развития перспективных сотрудников – 25%, подтягивания отстающих – 4%.

Важным в оценке коучинга является его эффективность и успешность. Центральные факторы измерения успешности коучинга следующие: степень приближения к цели, достигнутые личностные изменения. Так, например, для оценки результативности своих коучингов компании Mathner, Jansen и Bachmann спрашивали клиентов об изменениях в компании. В результате опроса были выделены такие положения – усиление саморефлексии, переоценка перспектив, прояснение социальных ролей, построение новой иерархии приоритетов.

Если говорить об эффективности казахстанских коучеров, то здесь отсутствуют какие-либо статистические данные. Но, по уверениям Акмарал Кайруллаевой, тренера по развитию навыков коуча, «клиенты, уже использующие коучинг, отмечают появление свежих перспектив в отношении собственных возможностей, расширение мышления, появление новых способов принятия решений, повышение уверенности в собственных силах». В свою очередь г-жа Хамитова говорит, что «метод коучинга прост, но дает потрясающие результаты».

Степень спроса на услуги коучеров среди аудитории – вопрос, который остается открытым, но сами коучеры делают грандиозные прогнозы на развитие. Г-н Архипов выражает уверенность в том, что коучинг в Казахстане будет развиваться и как бизнес-направление, и как работа в направлении личного роста. Г-жа Кайруллаева подчеркивает, что в настоящее время есть большая потребность в эффективных инструментах управления, и коучинг как нельзя лучше подходит на эту роль. Однако в противовес большинству г-жа Бутенко считает, что коучинговые услуги не получат сильного развития. «Ближайшие пару лет все будет развиваться в прежнем темпе», – полагает она.

Основным вопросом для потребителей является умение правильно сделать выбор. Безусловно, необходимо отдавать приоритет коучерам, получившим международную аттестацию. «При выборе коуча необходимо учитывать направление деятельности, на котором он специализируется, личные качества, его гибкость, интерес с его стороны к людям и понимание того, как функционирует и развивается человек, его интерес к бизнесу и понимание им основных закономерностей», – советует г-жа Кайруллаева. Но все же следует подчеркнуть. Что каждый сам для себя определяет критерии выбора курса, исходя из поставленных целей и задач.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤