Путь длиною в 10 лет

Когда казахстанское образование будет привлекательным для иностранных студентов? Подписав в 2010 году Болонскую конвенцию, К...

Когда казахстанское образование будет привлекательным для иностранных студентов? Подписав в 2010 году Болонскую конвенцию, Казахстан четко обозначил вектор своего движения – стремление к интеграции в международную образовательную систему. «Интеграция в европейское образовательное пространство – наша основная задача», – говорит Али Абишев, профессор, доктор экономических наук. И основным является вопрос налаживания взаимоотношений с зарубежными вузами, создание совместных образовательных программ и участие в европейских научно-исследовательских проектах. В рамках государственной программы развития образования необходимо обеспечить к 2020 году 20% казахстанских студентов возможностью участвовать в программах академической мобильности. «На данный момент наши вузы активно работают в этом направлении, развивая сотрудничество с крупнейшими университетами мира», – отмечает г-н Абишев.

Стремление к интеграции в международную образовательную систему требует широкого круга академической мобильности и модернизации учебного процесса в соответствии с европейскими стандартами и требованиями. На данном этапе 20 тысяч казахстанских студентов обучаются в 27 различных странах мира.

Всего более 3 тысяч университетов по миру охвачены программой академической мобильности, то есть они готовы принимать студентов из других стран – это университеты 33 стран мира. «У Казахстана низкие показатели и мы еще не можем говорить о полноценной академической мобильности наших университетов», – отмечает Али Абишев.

Более того, надо заметить, что отечественные вузы не являются столь привлекательными для экспатов. Несмотря на то, что количество иностранных студентов в наших вузах увеличивается ежегодно, – эти показатели не являются удовлетворительными. По словам Галины Паршиной, президента института Болонского процесса при Министерстве образования и науки РК, получение образования в Казахстане имеет ряд преимуществ для иностранцев. В качестве преимуществ казахстанского образования г-жа Паршина выделяет высокий уровень безопасности, социальную и экономическую стабильность, а также возможность получения качественного образования за приемлемую цену. По мнению Ольги Московченко, проректора Казахстанск-Немецкого университета им. Гете, Казахстан интересен «как нечто неизученное», именно по этой причине все больше иностранных студентов приезжают к нам на период практики и проводят исследования.

Для выхода на мировую арену казахстанскому образованию необходимы признание качества, переход на единую систему исчислений кредитов и активация программ академической мобильности. Как отмечает Эрнст Сериков, проректор Алматинского института энергетики и связи, «отечественные университеты уже предпринимают шаги на пути к интеграции в мировое образовательное пространство». Так, в связи со стремлением к интеграции стали привлекаться иностранные профессора, предоставляется обучение на английском языке, практикуются выезды студентов за рубеж на практику.

Лина Милошевич, директор Британского совета Казахстана, подчеркивает, что «Болонский процесс – это правильно избранный путь, так как он призван уравнивать правила игры для всех». Более того, цели, преследуемые Болонской конвенцией, идентичны целям казахстанского образования.

Справка. Болонская декларация была подписана министрами образования 26-ти стран Европы в 1999 году. В 2007 году с участием генерального секретаря Обсерватории великой хартии университетов доктора Андриса Барблана был проведен первый международный семинар по кредитной технологии обучения. Тогда был инициирован Меморандум университетов Республики Казахстан (Таразская Декларация), который подписали ректоры 18 высших учебных заведений страны. По сути, Таразская Декларация придерживается принципов Европейской великой хартии университетов, подписантами которой являются руководители высших учебных заведений Европы. Казахстан стал 47-ой страной-участницей Болонского процесса. Флаг Казахстана внесен и установлен в галерею флагов стран-участниц Болонского процесса. Как известно, до этого события 30 казахстанских вузов из 145-ти подписали Великую хартию университетов, которая является основой Болонской декларации. Министерство образования и науки подчеркивает преимущества, которые получил Казахстан при вступлении в Болонский процесс, сообщает «Интерфакс-Казахстан». Основное – это признание казахстанских дипломов в международном пространстве. Кроме того, в перспективе наши студенты смогут перевестись в те или иные европейские вузы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤