Ничего личного, только бренд!
Оборот профессиональных монобрендовых и сетевых операторов одежды и обуви на казахстанском рынке ритейла, а также их доля присут...Оборот профессиональных монобрендовых и сетевых операторов одежды и обуви на казахстанском рынке ритейла, а также их доля присутствия по сравнению с прошлым годом заметно увеличились. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал Михаил Зверев, коммерческий директор ГК «ARCADA». «Работая на больших объемах и в «чистую», они позволяют себе вести агрессивную ценовую политику, которую не могут себе позволить непрофессиональные операторы, чья доля на рынке все еще остается доминирующей», – отмечает спикер. Однако существующая динамика показывает, что рынок завоюют профессиональные игроки с четкой концепцией.
В связи с полноценным вступлением в Таможенный союз (ТС) настроение ритейлеров значительно улучшилось, что позволило им смотреть на Казахстан как на перспективную площадку для развития бизнеса. Активизировались крупные игроки российского массового ритейла – Incity, Kari, Детский Мир, Спортмастер, Остин, Finn Flare, Centro, многие из них планируют масштабную экспансию на казахстанский рынок в 2012-2013 годах.
Бренд для казахстанцев играет ключевую роль, тем самым указывает на статус, положение в обществе. Отечественным производителям предстоит «биться» за благосклонное расположение своих клиентов. «Местные продукты наших производителей мы стараемся поддерживать. Нельзя сказать, что клиенты готовы переключиться на новый бренд. Для этого им нужно время. К сожалению, локальное производство не достигло того уровня, на котором находятся мировые игроки», – замечает Фарида Акимбаева, директор по работе с ключевыми клиентами и маркетингу компании МЕТРО Кэш энд Керри. К тому же, Казахстану, по всей видимости, нескоро удастся избавиться от импортозависимости.
Зато на стадии планомерного развития находится электронный маркетинг компаний, задействованных в торговле. Как отмечают эксперты, в Алматы и Астане наблюдается рост электронного маркетинга в пределах 80%.
«Электронный маркетинг для нас является одним из важных стратегических направлений развития, так как интернет – один из самых дешевых способов распространения рекламы. У компании сформировалась своя база клиентов, которая помогает отслеживать, какие товары были куплены. В соответствии с этим разрабатываются новые предложения и рассылаются на почту», – говорит г-жа Акимбаева.
Почем у вас аренда?
Российские и международные компании, «заходя» со своими брендами, в первую очередь интересуются качеством и ценой торговых площадей. Таким образом, появляется спрос на площади среди профессиональных операторов ритейла. Спикеры в один голос заявляют: дефицит качественных торговых площадей все еще существует. «Вследствие чего мы полагаем, что это является немаловажным фактором, который повлиял на рост арендных ставок на торговые площади с января текущего года на 5-15%», – считает г-н Зверев.
Согласно данным аналитиков ГК «ARCADA», арендные ставки в торговых центрах Астаны существенно различаются по величине, в том числе внутри категорий. Например, в торгово-развлекательных центрах категории «А» стоимость аренды (включая эксплуатационные, маркетинговые расходы) площадью от 100 до 120 кв. м колеблется от $500 до $1800 за кв. метр в год. То есть отмечается более чем трехкратная разница в цене квадратного метра. За ту же площадь в некоторых торговых центрах категории «B» ставка составляет $490, а в категории «С» – $690 за кв. м в год.
Арендные ставки в качественных торговых центрах варьировались в пределах $450- $1900 за кв. м в год. В торговых центрах Алматы средняя арендная ставка колеблется от $300 до $700 в год за кв. м, причем без учета тех же расходов. Ставки для проектов, находящихся на фазе сдачи в аренду, колеблются между $660 и $1300 за кв. м в год, но большая часть собственников этих проектов запрашивает в среднем за помещения от $600 до $800 за кв. м в год без НДС, общих расходов и затрат на маркетинг.
По мнению г-на Зверева, рынок торговой недвижимости Алматы достаточно непрозрачный, и сказать, какова средневзвешенная арендная ставка, сложно. «Все зависит от формата торгового помещения: либо это торгово-развлекательный комплекс, либо галерея, либо встроенные и пристроенные помещения», – поясняет специалист.
Ирина Лукичева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.