Торговля принесет счастье не только Алматы

У Алматы есть все шансы стать крупным транспортным и торгово-логистическим хабом в центральноазиатском регионе. Наряду с Алматы...

У Алматы есть все шансы стать крупным транспортным и торгово-логистическим хабом в центральноазиатском регионе. Наряду с Алматы хабами международного уровня должны стать и ряд других городов Казахстана. В конечном счете, становление республики в качестве международного хаба принесет новые инвестиции, новые рабочие места и новые возможности для населения.

Эту идею во время IV международной встречи министров торговли развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, которая состоялась в Алматы, озвучил аким города Ахметжан Есимов. По словам градоначальника, значительная доля издержек в себестоимости товаров приходится на транспортные услуги. В связи с этим, считает он, развитая транспортная инфраструктура является важным условием динамичного развития стран, не имеющих выхода к морю. «Это актуально и для города Алматы. У нас есть все шансы стать крупным транспортным и торгово-логистическим хабом в центральноазиатском регионе. Отсутствие выхода к морю заставляет нас усиленно развивать авиаперевозки, авто- и железнодорожные виды транспорта», – подчеркнул г-н Есимов.

На сегодняшний день Алматы обеспечивает 18% валового внутреннего продукта страны и приносит в государственную казну свыше 25% всех доходов. При этом самой развитой отраслью экономики в мегаполисе является торговля, которая составляет 30% внутреннего регионального продукта. За последние три года объем экспорта вырос до $5,5 млрд.

Новое – хорошо забытое старое

В принципе, идея сделать Казахстан международным хабом возникла не сегодня. Она появилась еще в середине 2006 года, когда Казахстан и Китай договорились построить на границе Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос», но в активную фазу идея вышла в 2009 году, когда президент РК Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством конкретную задачу.

В период до 2012 года правительство предприняло ряд конкретных мер. В частности, единым оператором международного хаба назначили железнодорожную компанию «Казахстан темир жолы», при ней был создан Центр транспортной логистики.

В мае 2012 года министр экономического развития и торговли (МЭРТ) РК Бакытжан Сагинтаев, выступая на XXV пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при президенте РК, более подробно осветил вопрос превращения Казахстана в международный торгово-логистический и деловой хаб региона.

«В настоящее время активно формируется базовый каркас торгово-логистической системы – транспортно-коммуникационная инфраструктура. Построены железнодорожные линии Жетыген – Хоргос протяженностью 293 км и Узень – граница Туркменистана – 146 км», – сказал министр.

Кроме того, в текущем году планируется начать строительство железных дорог Жезказган – Бейнеу протяженностью 988 км и Аркалык – Шубарколь – 214 км, ведется строительство автомагистралей «Западная Европа – Западный Китай» и «Бейнеу – Актау». «Это позволит создать прямой выход грузов с востока от станции Достык в западный регион Казахстана и далее в Европу с сокращением расстояния перевозок на 1200 км», – добавил глава МЭРТ.

Кроме того, для эффективного функционирования коммуникационных коридоров формируются транспортно-логистические узлы в Хоргосе, Актау, Алматы, Астане и Актобе.

Также в Казахстане будет разработан комплекс мер по развитию в узловых точках республики складского хозяйства класса «А» для расширения транзита и логистики. Планируется, что к 2015 году потенциал рынка контрактной логистики РК будет составлять до $800 млн.

Международный хаб в Алматы не единственный в Казахстане. Наряду с ним в республике предусматривается формирование городов-агломераций: Астана как торгово-деловой хаб международного уровня, а города Шымкент, Актобе и Актау – хабы национального, в перспективе – центральноазиатского уровня.

Чтобы усилить деловую активность в хабах, укрепить их торгово-логистические, финансовые, инновационные и туристические возможности, во всех перечисленных городах создадут специальные экономические зоны.

В частности, в алматинской агломерации эту роль будут выполнять специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий Алатау», СЭЗ «Хоргос», Капшагайская зона и спортивно-туристический проект «Кокжайляу».

В Астане поддержка хаба будет оказываться на сетевой основе специальных экономических зон «Астана – новый город», «Сары-Арка» в Караганде, «Бурабай», в Актау – СЭЗ «Морпорт Актау» и «Кендерли», в Шымкенте – СЭЗ «Онтустiк».

Все эти меры в целом направлены на улучшение инвестиционного и бизнес-климата, снижение административных барьеров, развитие государственно-частного партнерства.

«Казахстан станет важным связующим звеном и трансконтинентальным экономическим мостом между европейским и азиатско-тихоокеанским экономическими системами», – заметил министр.

Не важно, кто круче…

Сегодня в Алматы продолжаются работы по расширению международного аэропорта. На сегодняшний день воздушная гавань обеспечивает половину пассажирского республиканского объема авиаперевозок и 44% грузового.

Наряду с этим железнодорожные вокзалы «Алматы-1» и «Алматы-2» обслуживают поезда по 28 направлениям.

По словам вице-президента по производству АО «Международный аэропорт Алматы» Александра Гордеева, к ноябрю 2012 года аэропорт Алматы будет расширен на 3 тыс. квадратных метров за счет перестройки и введения в эксплуатацию рядом стоящего павильона прилетов.

Новый терминал будет связан с основным зданием, благодаря чему пропускная способность аэропорта будет увеличена с 1,3 тыс. пассажиров в час до 1,6 тыс.

«Вместо той пропускной способности, которую терминал может пропустить – 1300 пассажиров в час, у нас пассажиров 1500 в час. Возникает проблема в том, что недостаточно производственных площадей. На каждого пассажира, по международным стандартам, должно быть до 40 квадратных метров. У нас, к сожалению, этот терминал не приспособлен для такого объема», – объяснил г-н Гордеев, отметив, что благодаря введению новых площадей проблема может быть снята на ближайшие два-три года.

Кроме этого, к 2020 году железнодорожный вокзал «Алматы-2» предполагается реконструировать с большим объемом пристройки к самому зданию вокзала в классическом стиле, расширить до улицы Желтоксан и создать новый архитектурный ансамбль привокзальной площади международного класса.

В конце концов, важно не количество заявлений о том, какой из казахстанских городов станет круче всех. Важно, чтобы весь Казахстан стал одним большим международным хабом. А это даст всей стране новые инвестиции, новые рабочие места и новые возможности для населения.

Артем Борисов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤