Спрос растет вместе с рисками

Рост розничной торговли говорит о росте спроса населения. Но спрос за счет роста цен на продовольственные и непродовольственные...

Рост розничной торговли говорит о росте спроса населения. Но спрос за счет роста цен на продовольственные и непродовольственные товары может оказаться иллюзорным.

Как сообщило на прошлой неделе Агентство РК по статистике, в Казахстане объем розничной торговли в январе-августе 2012 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 12,8% и достиг 2648,9 млрд енге ($17,6 млрд).

При этом объем реализации товаров торгующими предприятиями составил в январе-августе 2012 года 1365,4 млрд тенге ($9,1 млрд) или на 10,7% больше, чем в январе-августе 2011 года.

В январе-августе 2012 года объем торговли на рынках и индивидуальными предпринимателями увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 15,3%, доля данного канала реализации в общем объеме розничной торговли составила 48,5%, уточнили в агентстве.

Как пояснили в ведомстве, в структуре розничной торговли преобладают непродовольственные товары (63,7% к общему объему розничной торговли). Розничная реализация непродовольственных товаров увеличилась на 11,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продовольственных товаров – на 15,7%.

С одной стороны, потребительский спрос будет расти, с другой стороны, рост кредитования будет оказывать на казахстанскую экономику мощное давление. Причем многое зависит от того, сможет ли Нацбанк РК удержать инфляцию в заданных рамках. Если да, то рост потребительского спроса выльется в рост валового внутреннего продукта, в обратном случае – бесценивание тенге приведет к социальному напряжению в обществе.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Талгат Мусабеков в исследовании, опубликованном на сайте агентства, предупреждает, что нужно четко делить рост ВВП за счет роста цен и рост ВВП за счет физического прироста производства. Анализируя данные за 2005-2007 годы, он констатирует, что денежная масса за этот период более чем удвоилась, увеличившись с 2,06 до 4,6 трлн енге. Естественно, растущий внутренний спрос привел к росту потребления, и более чем на треть он покрывался за счет роста физических объемов импорта.

«Причем прирост внутреннего спроса в 2001-2007 годах более чем на 55% компенсировался ростом цен на импорт и внутреннее производство, и только на 11% – физическим ростом внутреннего производства. Другими словами, в ответ на рост внутреннего спроса в 2001-2007 годы более половины прироста покрывалось ростом цен и на треть – ростом импорта», – читает г-н Мусабеков.

При этом рост цен на внутреннее производство обусловлен высокой маржой, закладываемой казахстанскими резидентами в цену продукции, во многом благодаря высоким транзакционным издержкам, которые предприятия компенсировали за счет конечного потребителя. «Только в торговом бизнесе маржа продавцов могла достигать 50% и более. Скачок цен на импортируемые продовольственные товары на 24% в 2006-2007 годах лишь усилил предпосылки к назревавшей инфляции. Все эти факторы в итоге привели к перегреву потребительского рынка и скачку инфляции на 18,8% в 2007-м и на 9,4% в 2008 году», – полагает аналитик.

В конце января по итогам 2011 года в рейтинге роста цен на продукты Казахстан занял четвертое место среди 33 стран. Позиционирование стран следующее: Беларусь (+123,8%), Турция (12,2%), Кипр (12,1%), Казахстан (9,6%), Молдова (7,4%), Армения (6,1%), Мальта (5,6%), Чехия (5,3%).

По данным Агентства РК по статистике, за первое полугодие 2012 года в страну завезено растительной и животной продукции в общей сложности на сумму $1,858 млрд (на $1 млрд из стран СНГ).

На сегодняшний день в страну поставляются: из Кыргызстана и Египта – картофель, помидоры – из Центральной Азии и Китая, капуста – из стран Средней Азии и даже Европы. При этом доля отечественных фруктов на рынке не доходит до 10%. Аналогичная ситуация сложилась с мясом, крупами, жирами и маслами. Собственная казахстанская продукция без доли импорта представлена только мукой, хлебом и солью.

Так как Алматы является торговым центром всей страны, рост цен на непродовольственные товары отмечен и в других регионах Казахстана: где-то раньше, где-то позже. Но потребительский спрос, в основе которого лежит рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, может оказаться иллюзорным. Инфляция перекроет позитив от роста спроса.

Аманжол Сагындыков

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤